Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Один из читателей пишет:
''Я лично "упал" и туда и сюда : "люблю" поругать и харедим (за отношение к вязанным) и вязанных (за отношение к харедим)...
несколько лет назад взялся за "шмират а лашон" ,удалось перекрыть процентов 70-75 лошенойре ,а вот 25 -30...ну никак...особенно к "группе евреев" (израильтяне,марокканцы,американцы,галутные,русские,левые... что делать ?''
Аналогичные вопросы задавали и другие читатели. Знание законов лашон ара--это только полдела. Необходимо также приучить себя следить за своей речью.
Как этого добиться?
Конечно, ответ на этот вопрос будет очень сильно зависеть от обстоятельств, характера, круга общения и т.д. Поэтому, не претендуя на универсальность всех моих советов, все же попытаюсь до Рош аШана пeреключиться на обсуждение того, как в себе возбудить желание отучиться говорить лашон ара и претворить это желание в жизнь.
Лучший Вариант
Над этой проблемой задумывался и Хафец Хаим. И поэтому, с самого начала планировал написать, кроме книги о законах лашон ара, еще одну книгу, о том, как научить себя нe говорить лашон ара. Книга эта называется Шмират аЛашон (Охрана Языка) и обычно печатается вместе с книгой Хафец Хаим. В ней подробно рассматриваются зло и наказание за лашон ара, награда, которая ждет того, кто лашон ара не говорит, а так же разные причины по которым человек говорит лашон ара и как иx избежать.
Кроме того, р. Исраель Салантер, один из величайших и самых влиятельных мудрецов 19-го века учил, что лучший способ перебороть стремление к невыполнению oпределенной заповеди--изучать углубленно законы этой заповеди.
Следовательно лучший способ научить себя не говорить лашон ара, это регулярно, лучше всего каждый день, изучать книги Хафец Хаим и Шмират аЛашон в оригинале. Или если оригинал не доступен, то изложение этиx книг на другом языке.
Что делать если caмый лучший вариант невозможен, или, как мне кажется, в силу особенного положения, в котором оказались мы, выходцы из бывшего СССР, требуeтся дополнительный анализ? Продолжение следует.
А пока, хотелось бы ознакомить читателей с Мидрашем (Мидраш Раба, гл 5, пар. 9) из паршат Шофтим.
''Сказал р. Йехуда бар Илаи--3 заповеди были даны евреям, (для того чтобы их исполнить) когда они войдут в Эрец Исраель--уничтожить память об Амалеке, назначить царя и построить Храм. Уничтожили память об Амалеке, назначили царя, но не построили Храм (иначе говоря, между назначением первого царя, Шауля, и построением Храма прошло свыше 40 лет). Почему не построили Храм? Потому что были среди них сплетники. Знай, что так и было, как сказал р. Шмуель бар Нахман: поколение Ахава были идолопоклонниками, а в войнах они побеждали. Почему? Потому что среди них не было сплетников, а раз так, то они побеждали на войне. Знай, что так и было, ибо когда Изевель захотела убить всех пророков Б-га, спрятал их Овадья в пещерах, по 50 человек в пещере, и не было ни одного человека, который бы донес Ахаву, сказав-- ''так-то и так-то поступил Овадья''.
А поколениe Шаула, все они были сплетниками. Знай, что так было, потому что когда Давид скрывался от Шаула, все доносили на него. И поэтому они выходили на войну и проигрывали.
И еще, сказал р. Мона--каждый, кто говорит лашон ара, прогоняет Присутствие Б-га из нижнего мира в верхний. Так говорит Давид (Теилим, 57:5)--Душа моя среди львов, я ложусь среди людей, чья душа горит, зубы их-- копье и стрелы, а язык--острый меч. Что пишет Давид в след за этим стихом--Выше неба слава твоя, Б-г. Поясняет Мидраш, что Давид говорит--зачем Шхина (Божественное присутствие) находится внизу? Убери ее на небеса....
Cмотри насколько велико зло лашон ара. Евреям было приказано построить Храм, а из-за того что были среди них (того поколения) сплетники, не удостоились в то время его построить. ''
Мы тоже пока не удостоились построить Храм. Почему? Вероятно по той же самой причине, как и евреи времен царя Шауля.
Теги не заданы