Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О коронавирусе: битахон и иштадлут — Внеочередной выпуск — на злобу дня

Отложить Отложено

Похожее уже пришлось писать около четырех лет назад, во время очередного всплеска террора (/blogs/leib/leib_2571.html). Про битахон и иштадлут. А теперь коронавирус, вот опять. Но с коронавирусом в этом плане, как ни странно, все гораздо проще. Точно также как и в случае с террором, простой человек ничего не может активно сделать. Даже демонстрацию как метод давления на правительство (см. /blogs/leib/leib_2571.html) не устроишь. Что остается? — следовать инструкциям Минздрава: мыть руки, снижать количество личных контактов до предельно минимального, соблюдать дистанцию и т.д. Ничего геройского в этом нет. Хочется что-то сделать, а делать нечего. Как я слышал на днях — молодежь попросили 80 лет тому назад пойти в армию, воевать и погибать ради страны. А сейчас их просят просто сидеть дома. Так что с иштадлутом все просто, ничего не сделаешь. Остается только битахон.

Тут я хотел бы подметить интересную вещь. Эпидемия грохнула, так сказать, и в Израиле, и в США во время Пурима. В любом случае, в месяце Адар. Напрашиваются параллели с Пуримом. Во время Пурима евреи поначалу надеялись на родное правительство, ахот еш лану бвет мелех (Мегила 15б) и отворачивали свое сердце от упования на Б-га (ר' נחמיה אומר כדי שלא יאמרו ישראל אחות יש לנו בבית המלך ויסיחו דעתן מן הרחמים). А когда Эстер пригласила Амана на пир и даже эта последняя надежда (Эстер) исчезла — тогда и пришло избавление. Поэтому, как мне кажется, наш иштадлут заключается в битахоне, в осознании того, что правительство тут не поможет. Осознать это, к несчастью, легко, поскольку на данный момент никакому правительству (даже израильскому) не удается одолеть эпидемию без ужасных экономических последствий. Ну, нет — южнокорейцам, вроде, удается, но, согласитесь, шансов стать южнокорейцами у нас нет.

Поэтому ограничьте время, уделяемое судорожному обзору новостей (знаю, что это трудно), панике и обдумыванию «вос вет зайн дер соф» (что будет в конце). Это ничего не дает, кроме испорченных нервов. Имеет смысл посмотреть немножко новости, чтобы знать в общих чертах, что происходит, и не полностью игнорировать страдания вокруг. Но не более того.

На чем нужно сконцентрироваться — на том что а) Б-г управляет миром, это самый первый из тринадцати принципов веры Рамбама.и (так я слышал от моих учителей) сейчас следует произносить после молитвы для укрепления веры.

б) все, что происходит, — в первую очередь, послание еврейскому народу,и следовательно:

в) каждый должен посмотреть, что нужно исправить. В качестве вариантов:

лашон ара (предложено равом Хаимом Каневским, так что оспаривать не надо);

— публичное изучение Торы и молитва в миньяне. Понимаю, что это звучит иронично, но Тору все-таки, в основном, нужно изучать в бейт-мидраше, а не виртуально, даже на замечательном нашем сайте. А в миньяне не разговаривать и уважать тефила бцибур

— всякие общественные мероприятия, типа бар-мицв, свадьб, брит-милы и т.д — может быть, нужно больше подумать о том, что это сеудат-мицва, а не повод собраться и хорошо посидеть с друзьями;

— излишнее эмоциональное слияние с политиками правого толка (от левых такого соблазна не возникает), которые, мягко говоря, далеки от Торы в своих мыслях и поступках. Политический правый блок не должен превратить их в «наших», за которых мы переживаем (при всем понимании того, что на них действительно нападают левые СМИ) и на которых мы возлагаем надежды на процветание. Этот призыв может казаться странным, но недавно я разговаривал с одним знакомым, так он, низвергнув кумира Трампа, который раньше так классно разделывал левых, перенес свое уважение на Биби, который так стойко держится против тех же самых левых. Ховот аЛвавот пишет, что когда кто-то уповает на что-нибудь кроме Б-га, Б-г убирает свою ашгаху от него и оставляет его в руках того на кого он надеялся. Думал человек--Трамп нас спасет, Биби им всем покажет--и оставляет нас Б-г в их руках, с прискорбным результатом.

И тут еще одно соображение. На эту эпидемию можно смотреть с двух ракурсов. Если рассматривать с точки зрения индивидуума, то вся этa эпидемия — много шума из ничего. Смертность от нее 1-3%, для тех, кому меньше 60, скорее всего — около 0.2-0.3%.

Поэтому, рассуждает здоровый молодой человек — зачем мне себя ограничивать и никуда не ходить? Мои шансы умереть от коронавируса, даже если он заразит всех, 2 из 1000, а если учесть то, что он всех не заразит, то около 1 из 1000. Так что, чего мне боятся и себе отказывать? И вообще, разве от того, что я что-нибудь сделаю или не сделаю, разве что-то изменится? Как мои поступки на что-то повлияют? И с точки зрения индивидуума, логика правильная. Но есть одно «но».

Человек, как пишет Маараль из Праги, существует одновременно как отдельный индивидуум (прат) и как часть целого, общего (клал). Отсюда выражение Клал Исраэль — общность Израиля. И если каждая часть этой общности будет думать исключительно как часть и не осознавать своей принадлежности к общности, то мы получим то, что сейчас происходит в Италии. Поэтому вирус--призыв сверху осознать себя частью общества, с общей ответственностью и судьбой.

Борьба с вирусом — некий аналог войны.

На войне человек не имеет права думать о себе как о личности и должен действовать как часть большой машины. Те, кто ставят свои интересы выше общества в таких случаях, — справедливо наказываются (см. Дварим 20:8-9 и комментарий Раши там же). Осознание своей принадлежности к общей проблеме — тоже то, что от нас требуется в этот момент, и особенно относится к тем, кто находится в относительной безопасности и чья жизнь не очень задета коронавирусом.

Будем надеяться, что еврейский народ в целом и каждый из нас индивидуально исправит в себе что-нибудь, поймет, что это послание Сверху и добившись своего, вирус исчезнет.

Теги: Мусар, Иштадлут, Битахон, коронавирус, эпидемия