Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Книга рава Авраама Фридмана "Marital Intimacy"
В своем отношении к сексуальности человечеству свойственно впадать в крайности: от полной распущенности до полного запрета, говорил раввин и психолог Хаим Лившиц на своих уроках в Иерусалиме. Отношение ранних христиан к сексуальности как греху было сформировано под влиянием отвратительной развращенности древних греков и римлян. Обет безбрачия стал идеалом, к которому следовало стремиться, а брак — уступкой человеческой слабости: лучше жениться, чем сгорать от вожделения. Такое отношение к браку вызвало чувство вины и стыда, которые, по мнению Фрейда, явились причиной психологических расстройств человека.
Пропагандируемая идеями Фрейда сексуальная революция привела к крушению рамок морали, но явилась проявлением не прогресса, а регресса. Вседозволенность современности — это не что иное, как возвращение к развращенности древних идолопоклонников. И если Фрейд видел в человеке только материальное, считая духовное помехой, то христиане — только духовное, считая физическое помехой. Плоть изначально греховна, утверждали они, предаваясь самобичеванию.
В человеке проявляется как физическое, так и духовное, и он должен стремиться к достижению гармонии между ними, учит нас Тора. Поиск смысла помогает человеку найти свое место в жизни, осознать свою миссию, духовные цели своего физического существования. В каждом из нас есть небеса и земля, возвышенная душа и приземленное тело. «Небеса — небеса Всевышнего, — писал царь Давид (Псалмы, 113:23–24). — А землю дал Он людям!» «Для того чтобы они подняли землю до небес, осветив физические аспекты жизни духовным смыслом», — пояснял ребе из Коцка.
Запреты мобилизуют силу воли, помогают душе подчинить и направить тело, являясь могучим инструментом, способным возвысить «земное» в человеке до небес. Однако неумелое применение запретов может сбросить человека с небес на самую землю. Ибо то, что запрещено, становится необычайно привлекательным запретным плодом. «Сладки украденные воды», писал об этом царь Соломон (Притчи 9:17).
Примером такого неумелого применения запрета явился сухой закон, считает рав Авраам Фридман (Marital Intimacy, c. 33). Инициаторы сухого закона считали, что он приведет к уменьшению потребления алкоголя в США, но в действительности они добились противоположного результата. Законопослушные американцы не устояли перед искушением и начали посещать управляемые мафией бары, предаваясь там пьянству, наркомании и разврату. В этой связи мы начинаем лучше понимать и природу сексуальных скандалов, случающихся время от времени среди давших обет безбрачия священников.
Почему Тора разрешает еврейскому воину взять себе в жены пленную женщину лишь потому, что она «красива видом»?
Тора не ставит человека перед испытанием, которое выше его сил. Во время войны в человеке просыпаются животные инстинкты. И если бы Тора запретила ему красивую пленницу, то этот запрет сделал бы ее еще более привлекательной, объясняет рав Фридман, приводя мнение мудрецов Талмуда. Разрешая воину женщину, «красивую видом», Тора снимает с нее «сладость запретного плода», уменьшая его влечение к ней. Теперь воин в состоянии преодолеть страсть. Конечно, он может взять ее, но… не сейчас, а потом. Сначала он должен привести ее в свой дом, обрить ей голову, одеть в мешковину, позволить в течение месяца оплакивать дом отца и матери, а затем, если он «не захочет ее», в чем и состоит цель этого закона, то пусть отпустит ее на свободу (Дварим, 21:10–14).
Впрочем, энергия запретного плода может быть направлена на благо семьи. В еврейской семейной жизни чередуются периоды разрешения и запрета. Создавая семью, муж и жена становятся единым целым и обретают радость, что помогает им преодолеть искушения. Однако в течение 12 дней физиологического цикла жена запрещена своему мужу, становясь для него запретным плодом, сладость которого он вкушает в разрешенное время. Это привносит в семейную жизнь вкус сладости запретного плода, помогая супругам сохранить любовь.
Теги: Тора, мир в семье, сексуальность, интимные отношения