Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Dip the apple in the honey,
Make a bracha loud and clear.
Shana Tova umetuka,
Have a happy sweet new year!»
(«Макни яблоко в мед,
Громко произнеси благословение,
Шана това у-метука,
Хорошего и сладкого Нового года!»)
— поют мои дети, когда семья собирается за праздничным столом, отмечая еврейский Новый год — Рош Хашану.
Макая яблоко в мед, мы желаем нашим близким хорошего и сладкого года. Однако не следует только желать, нужно также делать для этого все возможное. Эта добрая традиция — не пустой ритуал, а напоминание о том, чтобы на протяжении всего года мы стремились делать приятное нашим близким. Впрочем, зачастую любящие люди огорчают друг друга.
«Конечно, никто не планирует огорчать своих близких, — пишет американский психолог Хаим Гинот, автор бестселлера “Между родителем и ребенком”. — Все хотят, чтобы в их семье была атмосфера мира, без криков, споров и ссор. Однако, несмотря на все благие намерения, мы вновь произносим слова, смысл которых не имеем в виду, тоном голоса, который не нравится нам самим. И конфликт, которого мы хотели избежать, разгорается с новой силой…»
Все родители хотят, чтобы их дети преуспели. Однако иногда решения навязываются детям в виде грубых приказов, без всякого к ним уважения, без учета их мнения или наклонностей. И чем большая сила прилагается для подчинения детей, тем с большей силой они восстают против родителей.
Конечно же, лучшим инструментом воздействия является личный пример. Если сын видит отца с книгой, то это может повлиять на сына больше, чем все его призывы.
Впрочем, для того чтобы дети подражали родителям, необходимо также, чтобы они их уважали. Если ребенок презирает или ненавидит отца, то он и не захочет ему подражать. Для того чтобы воспитывать детей своим примером, родители должны заслужить их уважение и любовь. Заповедь почитания родителей важна не только для родителей, но и для детей, которые впитывают в себя духовные ценности тех, кого уважают…
Каждый еврейский праздник отмечает какое-то событие: Песах — Исход, Шавуот — дарование Торы. Что же отмечает Рош Хашана? Сотворение мира? Нет, в соответствии с еврейской традицией, в Рош-Хашану был сотворен Адам. Сотворив первого человека по образу и подобию Своему, Всевышний наделил его способностью уподобляться и подражать. И в этом сокрыта великая созидательная сила, с помощью которой человек может творить себя, свой характер. Выбирая героя для подражания, человек уподобляется ему. Тот, кто уважает благородных и праведных людей, творит себя благородным и праведным человеком.
«Почему Рош Хашана отмечает творение человека, а не творение мира?» — спрашивал Виленский Гаон. Все явления природы, все живое подчиняется установленным Творцом законам. Лишь человек наделен свободой выбора, лишь он может прятаться от Всевышнего, отказываясь выполнять Его законы. И лишь способный отвергнуть Творца может Его признать. В этом нашем добровольном признании Всевышнего состоит смысл Рош Хашаны. Всевышний не сотворил человека роботом, не подчинил Своему контролю
его поступки. Потому и мы, подобно Всевышнему, не должны контролировать или манипулировать людьми. Мы должны стремиться к их признанию, заслуживая их уважение и любовь.
Нам следует осознать, что если мы и можем контролировать, то лишь самих себя. Впрочем, контролируя себя, мы становимся примером для подражания и влияем на окружающих нас людей… Обращаясь к вышедшим из Египта евреям, Моисей предупреждает, чтобы среди них не было «ядовитого корня» («Дварим» 29:17). Рамбан поясняет, что ядовитый корень порождает подобный себе плод, так же как у человека
вырастает подобный ему сын. Для того чтобы у человека вырос хороший сын, родитель должен стать для него хорошим корнем.
Сидящий во главе стола отец хочет, чтобы его дети выросли хорошими людьми, а для этого ему нужно стать для них хорошим примером. Макая яблоко в мед, он должен помнить, что лишь сладкая яблоня даст сладкий плод и что яблоко от яблони недалеко падает!
Теги: Тора, семья, еврейский новый год, Творение человека