Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
— Я не могу молиться! — семнадцатилетний заключенный концлагеря «Терезинштадт» Мордехай прервал свою молитву в бараке, и в отчаянии, обратился к раву Йоне Форсту. — Каждый день я вижу гибель евреев, как же я могу произносить слова: «Благословен Всевышний, который любит народ Свой Израиль»?
— Мы не можем этого понять, но должны верить сердцем: «все, что ни делается — делается к лучшему», и даже переживаемые нами страдания к нашему же благу, и потрясения этой войны лишь усилят наш народ, — сказал рав Форст.
— Да, наш народ испытывает великие страдания, но скажи мне, ты предпочел бы быть палачом, а не жертвой? — спросил, задумавшись, раввин. — Ты хочешь поменяться судьбой, например, с этим убийцей, или может быть с тем?
— Нет, — ответил Мордехай, посмотрев на немецких солдат — палачей, на которых указывал раввин, и продолжил молитву.
«Рав Йона Форст поддерживал дух заключенных в лагере и я стал его учеником после войны», — рассказал рав Яаков Спицер, который был свидетелем этого диалога в концлагере.
После освобождения из лагеря Мордехай уехал к родственникам в Австралию, а Яаков Спицер стали учеником рава Йоны Форста в йешиве Нитра в Нью-Йорке. Эту йешиву основал легендарный рав Михаэль-Дов Вайсмандель (1903—1957), который предпринимал героические усилия по спасению евреев во время Холокоста.
Ворота концлагеря Терезиенштадт с надписью «Труд освобождает»
Когда я недавно услышал эту историю, сидя в доме рава Спицера в Бруклине, то попросил его объяснить слова рава Форста. Вместо ответа, рав Спицер взял с полки трактат Талмуда посвященный благословениям и прочитал: «Человек должен благословлять за плохое, так же как за хорошее». Конечно же, услышав плохое известие, человек страдает, а узнав о чем-то хорошем, радуется. Не случайно мудрецы Талмуда установили разные благословения, на плохую новость благословляя, говорят: «Всевышний — справедливый Судья», а на хорошую — «Всевышний — творящий добро». Так почему же мудрецы писали, что «человек должен благословлять за плохое, так же как за хорошее»?
Принимая страдания, человек все же стремится поверить: «Все, что исходит от Всевышнего к добру». И даже то, что является сегодня причиной страданий, может в будущем стать причиной радости. Потому еврей должен уметь с верой принимать страдания.
Мудрецы Талмуда писали: «Три дара были даны народу Израиля, и обрести их можно лишь через страдания: Тора, Страна Израиля и мир грядущий» (Брахот, 5а).
Обращаясь к первому еврею Аврааму, Всевышний обещал: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в чужой земле, и поработят и будут угнетать их… а потом выдут они с великим богатством» (Шмот 15:13). Преодолевая египетское изгнание, угнетения и страдания, евреи обрели великое богатство — удостоились принять Тору и войти в страну Израиля. Без страданий рабства не было и радости освобождения. Наша вера переворачивает тьму страданий в свет.
«Удивительна судьба нашего многострадального народа, пережившего разрушения Храма и изгнания, инквизиции и крестовые походы, погромы и Холокост, говорит рав Яаков Спицер, показывая мне фотографии своих детей, внуков и правнуков, более семидесяти потомков! — Наш народ составляет всего две десятых одного процента населения планеты. Но какую великую роль играли и играют евреи в истории человечества!»
В день разрушения Иерусалимского Храма 9-го Ава мы скорбим о страданиях, которые пережил в изгнании наш народ. Однако само название этого траурного месяца Ав, что дословно на иврите означает — отец, вдохновляет верой: подобно любящему отцу, который упрекает своего сына для его же пользы, так и Всевышний упрекает свой народ. Придет время, евреи преодолеют все страдания изгнания, вернутся на свою Землю и разрушенный Храм будет отстроен!
Теги: Холокост, Девятое Ава