Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В прошлую субботу ко мне в синагоге подошел еврей из Закарпатья реб Авром и сказал, что хочет поделиться со мной историей:
– Однажды антисемит решил поиздеваться над евреем: «Ну как ваш Б-г вас любит? Во все времена евреев ненавидят и преследуют». — «Конечно, Б-г евреев любит, — ответил еврей. — Несмотря на все преследования, еврейский народ жив!»
– Удивительно, сейчас передо мной открыта книга рава Ицхака Сендера «The Commentators’ Seder», и я прочитал слова главного раввина города Хуста рава Егошуа Гринвальда, которые созвучны тому, что вы сказали, — ответил я.
– Моя жена из Хуста, а я из Виноградова, что в 25 километрах от него…
Во время Второй мировой войны Хуст был оккупирован венграми и немцами, пишет в своей книге рав Сендер. Пришел праздник Песах, и рав Гринвальд отмечал его в своем доме.
Разломав мацу, он произнес слова пасхальной Агады: «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году мы здесь, в будущем году — на Земле Израиля! В этом году мы рабы, в будущем году — свободные люди!»
Рав Гринвальд посмотрел на полные тревоги лица евреев, которых отлавливали на улицах и депортировали в Освенцим, и решил вдохнуть веру в их сердца: «Разламывая мацу, мы показываем этим нашу готовность делиться с нуждающимися даже «хлебом бедности» — то есть даже если мы сами бедны, мы все равно делимся с голодными.
Но как бы ни было важно дать пищу телу человека, зачастую еще важнее укрепить его дух. В чем смысл слов «в этом году мы здесь»? — спросил рав Гринвальд. — А где же еще? На первый взгляд, эти слова кажутся лишними. Мы могли бы просто сказать: «В будущем году — на Земле Израиля!» Впрочем, смысл слов «мы здесь» заключается в том, что, несмотря на все преследования, крестовые походы, инквизиции и погромы, мы все еще здесь! Мы живы благодаря тому, что Всевышний продолжает хранить наш народ. И Тот, Кто сохранил нас по сегодняшний день, будет хранить нас и в будущем!»
Рав Гринвальд был депортирован в Освенцим и после освобождения основал общину переживших Холокост евреев в Боро-Парке (Нью-Йорк)…
В чем смысл празднования Песаха? С одной стороны, мы выражаем благодарность за обретенную в прошлом свободу. В то же время мы вдохновляемся верой в то, что сумеем и в будущем обрести свободу. Если вырвавшийся из египетского рабства человек поселился в Израиле, то он будет отмечать праздник своего освобождения, благодарить за обретенную в прошлом свободу.
Но если этот человек вновь окажется в Египте, то будет ли иметь смыл ему отмечать праздник Исхода из Египта? Для него этот праздник будет из прошлого обращен в будущее. Тот, Кто помог ему вырваться из Египта, поможет и в будущем обрести свободу!
Во время праздника Песах в 1980 году в нашем доме в Москве собралось более 70 человек, и Илья Эссас проводил первый Седер. Как уместно звучали тогда древние слова пасхальной Агады, вдохновляя отказников верой в будущее, давая им силы продолжать борьбу с властями и в конце концов вырваться за пределы железного занавеса!
Впрочем, в духовном смысле процесс обретения свободы не закончился с выездом из СССР. «Как бы ни было важно, чтобы еврей вышел из Египта, еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея!» — говорил ребе из Коцка.
Почему уже после того как мы сказали: «В этом году мы здесь, в будущем году — на земле Израиля!», мы говорим: «В этом году мы рабы, в будущем году — свободные люди!»?
Потому что даже покинув Египет и оказавшись в земле Израиля, в духовном смысле человек все равно может оставаться рабом, объясняет рав Шломо Йосеф Элияшев. У каждого человека есть свой Египет, из которого он должен выйти. Всю жизнь человек пытается преодолеть свои слабости, и иногда ему кажется, что он так и не сможет добиться духовного раскрепощения. Но пусть не опускаются его руки!
Теги: вера, праздник Песах, свобода