Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
С одной стороны - месяц Адар подразумевает написание позитивного поста, поднимающего настроение или хотя бы разводящего читателя на легкую улыбку.
С другой - хотелось бы написать несколько слов о раве Янкале Галинском זצ''ל, человеке-легенде, последнем из поколения гигантов, который ушел от нас неделю назад.
Я не уверен, что меня все поймут правильно, но, после некоторых раздумий, я решил совместить.
Не имеет никакого смысла пересказывать его головокружительную биографию - вы сможете ознакомиться с ней в многочисленных книгах, которые, я уверен, скоро заполнят прилавки книжных магазинов.
Нет надобности говорить о масштабах его личности, ясности мышления, бескомпромиссности в соблюдении мицвот в самых нереальных условиях, его величии в изучении и преподавании Торы, его работе по кируву и убивающих наповал лекциях - обо всем этом уже написали в газетах и журналах, рассказали по радио и еще напишут и расскажут очень много.
Глупо хвалиться тем, что я был знаком с ним лично (в течение нескольких лет дважды в неделю на рейсовом автобусе он приезжал к нам в койлель, сидел учился и иногда давал лекции) - есть много людей, которые знали его намного лучше, чем я.
Мне хотелось всего лишь отметить уникальную "еврейскость" этого человека, которая стала такой редкостью в нашем поколении. Одной из характерных черт этой "еврейскости" всегда было умение сохранять оптимизм и силу духа, с улыбкой встречая самые сложные ситуации, которые время от времени бьют нас по голове. Умение смеяться, в том числе над собой - чисто еврейское умение. Это не глупость и не лейцанут, ה''י. Это мудрость поколений и твердая надежда на Вс-вышнего.
Одно упоминание его имени (его все называли ласково - "реб Янкале") вызывало у людей улыбку. Рассказы о его приключениях (в жанре драмы-комедии-триллера-детектива) были популярней, чем новости и анекдоты. На его беседах и лекциях люди плакали, смеялись и сползали под скамейки, а главное - с этих бесед выходили с багажом, формирующим четкое и ясное мировоззрение. Мировоззрение Торы.
Не надо за него переживать. У него сейчас все в порядке. Переживать надо за нас. Потому что мы остались без него. И нет никого, кто смог бы его заменить.
И все же - давайте попробуем улыбнуться. Так, как это делал он. Несмотря ни на что.
Просто несколько цитат, капля в море:
"Люди воспринимают действительность не такой, какая она есть, а такой, какой они хотят ее видеть. Я недавно проснулся утром и закричал жене: "Смотри, я подрос! Мои ноги достают до самого конца кровати!" Потом, правда, оказалось, что я просто лежу поперек".
"Мы с реб Шолемом (Швадроном) очень уважаем друг друга, несмотря на то, что мы очень разные. Если вы увидите чей-то живот, который возвышается у вас над головой - это реб Шолем. А если увидите шляпу, которая лежит на земле - не поднимайте ее, это я стою".
"Все в мире может измениться в один момент. Кто-то когда-нибудь мог представить, что я буду выше, чем Башни-Близнецы?"
"Один еврей поделился со мной своими размышлениями о том, что все наши проблемы - от того, что мы задаем Вс-вышнему слишком много вопросов. Когда Творец сказал Аврааму: "Возьми своего сына" - он ответил: "У меня их два". Тогда Вс-вышний сказал: "Своего единственного" - он возразил: "Каждый из них - единственный у своей матери". Вс-вышний сказал: "Которого ты любишь" - Авраам ответил, что он любит обоих. И только тогда Творец сказал: "Ицхака".
Зачем лишние вопросы? Если бы Авраам, услышав "возьми своего сына", сразу схватил бы Ишмаэля и зарезал бы его - мы не имели бы сегодня никаких проблем с арабами".
"Все думают, что Радин был большим городом, раз в нем жил Хофец Хаим. Я был в этом "городе". Мы как-то приехали туда на телеге. Лошадь остановилась на конце города. А телега - на другом конце".
"Мы не можем вкладывать в слова мудрецов свое понимание, отличное от того, которое вкладывали они. Как-то раз один ученик, который был "не согласен" с выводом Тосфот, взял и вырезал этот вывод из гмары. Я спросил его: "А как же с тем комментарием, который на обратной стороне листа? Ты же его тоже вырезал". Знаете, что он мне ответил? "Горе нечестивцу - и горе его соседу"(אוי לרשע ואוי לשכנו)".
"Очень важно во время молитвы сосредоточиться на смысле того, что мы произносим. У нас же все мысли - далеко от нас. Об этом как раз написано "Эти - на колесницах, эти - на лошадях, а мы произнесем Имя Вс-вышнего"(אלה ברכב ואלה בסוסים ואנחנו בשם ה' נזכיר). Все люди для того, чтобы съездить в Рим или Нью-Йорк - садятся на поезд или на самолет. Нам же для этого достаточно начать шмонэ-эсре".
"Как-то раз я присутствовал на ежегодном завершении изучения Талмуда у рава Хаима Каневского. И я сказал ему, что мои благословения сбываются, а его благословения - нет. Реб Хаим улыбнулся и спросил: "Почему вы так думаете?" Я ответил: "Потому что в прошлом году на таком же завершении Талмуда вы благословили всех присутствующих, чтобы в следующем году они тоже удостоились завершить цикл изучения гмары, а я тихо ответил "и вам того же". Ну - и чье благословение исполнилось?"
"Один еврей сказал мне, что у него есть претензии к РАМО. Иногда в Шулхан Арух составитель приводит какой-то закон, после которого РАМО добавляет фразу "а в наших местах так не принято". Этот еврей спрашивает, почему после того, как составитель написал "возвращение долга - мицва", РАМО не добавил эту фразу?"
"Почему сегодня каждого врача в кипе называют "рав-доктор"? Шмуэль тоже был врачом, но гмара ни разу не называет его "рав-доктор". Это потому, что рав помогает человеку войти в будущий мир, поэтому "рав" - почетное звание. Сегодняшние врачи тоже часто помогают человеку отправиться в будущий мир, вот их и называют "рав-доктор".
Ну и напоследок - так он меня поздравил с рождением близняшек:
"Мазл тов! Желаю, чтобы хотя бы одна из них стала дочкой мудреца Торы".
P.S. О заглавной картинке, о тексте на ней и о том, какое отношение это имеет к раву Янкале - см. здесь (п.22).
P.P.S. В ближайший четверг меня уговорили пригласили поговорить в Реховоте. Если кто-то хочет - приходите, пообщаемся.
Адрес: ул. Биньямин,4. Начало в 20.30, вход бесплатный. Обещают сто грамм легкое угощение.