Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Этот пост посвящается леилуй нешама рава Элияу Цион бен рав Ханания. Мы снимаем сейчас у этой семьи свою квартиру. Рав Элияу עה''ש-- отец большой семьи, дедушка, прадедушка. Он учился сам и преподавал Тору. Последние 14 лет он страдал от неизлечимой болезни, но это не остановило его продолжать давать уроки у себя дома почти до самого конца. Его дети сейчас живут в Австралии, Англии, Канаде, разных штатах Америки, продолжая работу в кируве. Сейчас они собрались вместе на время траурной недели. Пусть душа рава Элияу Цион бен рав Ханания обретет место в Ган Эдене.
Я возвращаюсь к себе домой и обдумываю факт жизни--круговорот времени. Смотрю на малозубую улыбку нашего малыша, чья душа спустилась в этот мир чуть больше года назад, разговариваю о жизни с нашей именинницей, которая родилась в Песах 6 шет назад, слушаю о свадебных планах уже почти 4-лехлетней молодой леди. Разговарию с мамой, которая уже для моих детей бабушка, думаю о своих обеих бабушках, которые удостоились увидеть правнуков. Сама уже подхожу к золотой середине жизни. Факт жизни – время идет. Его невозможно повернуть назад. Становиться не по себе. Страшно. Ничего нельзя вернуть. Все что есть – только сейчас и здесь. Бери, что можешь, а все остальное пропадет. И если начинать думать обо всех ошибках, о потерянном времени, о неиспользованных способностях, то становится больно внутри. Что делать? Как жить дальше? Это чувство вины не дает покоя, но как от него избавиться? Как избавиться от этого нудного ноющего чувства голода – духовного неудовлетворения? Настоящее раскаяние должно подтолкнуть к действию, а раз нет стимула действовать, то значит это не раскаяние, а опять депрессия? Как же выбраться из этого замкнутого круга?
На самом деле вопрос не в том, как же выбраться из замкнутого круга эмоциональной и духовной подавленности, а хочу ли я это сделать? Если хочу, по-настоящему хочу, то ответ есть, и это не так то трудно.
В чем проявляется низкая самооценка? Это чувство, что я чего-то не могу или чего-то не достоин. Как ни странно, это чувство присутствует практически у каждого человека. У кого-то в одной области, у кого-то во многих. У кого-то в малой степени, у кого-то в большей. Так же условия воспитания не влияют напрямую на самооценку. Можно проследить параллели, но не прямые последствия. В качестве примера Рав Тверски приводит себя. Он рос в семье известных хасидских Реббе, и был любимцем. Нельзя найти более проницательных родителей, более благоприятной атмосферы. И тем не менее, в раннем возрасте он начал чувствовать, что чем-то он отличается от других, что другие дети его не примут к себе в игру.
Потом он прочитал комментарий Рава Симхи Зисселя Зива на фразу в Псалмах (118:13) «[Ты] сильно толкнул меня, чтобы упал (я), но Г-сподь помог мне». На иврите «толкнул» говорится дважды. Рав Симха Зиссел объяснил, что двойное употребление слова «толкнул» указывает на врожденную силу внутри каждого человека, которая стремится его уничтожить. Царь Давид говорит: «Злой инстинкт толкнул меня, чтобы я упал, и если бы не аШем, я бы не выстоял.» В Талмуде также говорится: «Человеческий йецер (внутренняя сила) становится сильнее и сильнее каждый день и пытается его убить. Если бы не помощь аШема, никто не смог бы устоять» (Кидушин 30б).
Почему аШем вложил в нас эту разрушительную силу? Потому что это еще одна из сфер нашего существования, где мы должны бороться. Цель йецера – лишить человека способности выполнить свою миссию. И в его арсенале много методов. С одной стороны он препятствует выполнению духовной работы тем, что манит физическими соблазнами. С другой стороны, он пытается сделать человека недееспособным, убеждая его, что все попытки все равно бесполезны. «Нет смысла стараться. Ты же - ничто. Ты не можешь ничего добиться. Посмотри на свое прошлое и убедись, что каждая попытка что-то изменить в себе закончилась провалом.» Но на самом деле, чем больше заложено в человеке потенциала, тем больше его йецер ара (Сука 52а). Чем больше добра человек может принести в этот мир, тем сильнее йецер старается его подавить.
Поэтому, первое, что нужно усвоить, это все мысли о собственной неполноценности приходят с плохой стороны. Вместо того, чтобы соглашаться: «Да, я на самом деле такой», и смиряться со своей несостоявшейся участью, нужно в первую очередь сказать себе, что эти слова – ложь, и не стоит к ним прислушиваться.
Второй важный пункт, это у человека нет достаточной защиты против таких нападок. Единственная надежда на Того, Кто создал эту силу. Поэтому второе обязательное действие – просить аШема помочь не поддаться уговорам, а продолжать стараться меняться, учиться, делать добро.
Третье, чем громче этот унижающий и угрожающий голос, тем слабее его аргумент. Великого человека нужно сильно убеждать, что он ни на что не способен. Чем упорнее нам внутри доказывают, что мы ни на что не способны, тем большую угрозу злу мы предоставляем, а следовательно, тем больше оснований полагать, что если приложим усилия, не только преуспеем, но и превзойдем собственные ожидания.
Но что делать с тяжелым чувством стыда и вины за прошлые ошибки? Если от воспоминания какого-то события хочется провалиться сквозь землю, потому что явно видишь презрительные насмешки на лицах людей в свой адрес и явно слышишь осуждающие мысли в их головах, то это ничто иное, как йецер, который пытается унизить тебя самого в своих же глазах. Этот стыд приходит, когда человек оценивает себя по внешним параметрам. Например, от недостатка материальных средств невозможно купить «приличную» одежду, и чувствуешь себя «белой вороной». От того, что IQ (коэффициент интеллектуальности) не выше среднего, чувствуешь себя глупым. От того, что по фигуре женщина не похожа на мисс Америка, то чувствует себя недостойной внимания противоположного пола (что на самом деле может подорвать успех достойно выйти замуж). Это ни что иное, как уловки йецера отвести наше внимание от вещей, по-настоящему требующими нашего внимания и работы.
Если же обдает жаром и горят кончики ушей при мысли, что вдруг, наверное, так получилось, что я был неправ, и может быть стоит попросить прощения, то к этому голосу нужно прислушаться, и после здравого размышления и желательного совещания с верным другом или авторитетом, предпринять надлежащие действия.
И интересное явление. Когда начинаешь рисовать в уме сцену, как просишь прощения, то кто-то начинает повышать голос: «Да ты что, куда, что делать хочешь? Засмеют ведь!» Но ничто так не поднимает нашу самооценку в собственных же глазах, как совершение действий ценимых в «Глазах» аШема. Я не сомневаюсь, что каждый может засвидетельствовать, что после того, как признавал свою ошибку, то спадал груз с плеч, и на сердце становилось легко и спокойно, появлялись силы и желание вершить хорошие дела. Интересное явление. Сегодня я попросила прощения. Эффект электрический. Рав Тверски предлагает следовать очень интересному правилу – не оправдывать собственных ошибок.
Вернемся к вопросам, которые я задала в начале. Первое, что нужно спросить себя, это хочу ли я измениться. Если да, то теперь нужно просто следовать перечисленным принципам. Повторю еще раз кратко:
1. Тут же отметать самоуничижающие мысли
2. Просить аШема забрать эти мысли и помочь продолжать действовать
3. Говорить себе, что чем хуже мне хочется о себе думать, тем больше я могу достигнуть.
Не забываем, что сейчас наша цель избавиться от рабской ментальности и максимально подготовить себя к принятию ярма Торы – изучению и соблюдению заповедей. Работа больше умственная, поэтому сейчас предлагаю больше пищу для размышлений, чем для действий. Но если где-то внутри приоткроется наглухо запертая дверца с секретом, и вспомнится какое-то недостойное действие, то не торопиться просить прощения, а подумать и посоветоваться, как правильно поступить. И потом обязательно выполнить.
Не забываем повторять пройденное.
1. Просить аШема о помощи, бросать монетку в цедаку и молиться за других по списку.
2. Повторять 100 раз в день, что все, что аШем для нас делает – к лучшему.
Наши старания в эту неделю пусть пойдут в заслугу людям, перечисленных ниже. Будет прекрасно, если будем упоминать их и при исполнении других заповедей, как отделение халы, зажигании свечей, учебе и т.д. Все время принимаются новые просьбы.
Рефуа шлейма: Элиягу бен Ривка, реб Элиезер-Мэйше-Хаим бен Соро, Рафаэль Элияу бен Мириам, Махла Малка бат Шейндел, Нетанел бен Ора, Михаэль бен Дарай, Эстер бат Женя, Тамар бат Эмили-Яэль - 12-летняя девочка с тяжелым диагнозом, Владимир бен Мириам
Парнаса: Александр бен Лейб, Даниэль бен Эстер, Дина бат Анна, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора
Шидух: Алона бат Мирав Маргарита, Дина бат Анна, Рафаэль бен Шошана, Рут бат Сара
Зера шел каяма (дети): Рахель бат Ница
Хинух еладим (воспитание детей): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер,
Ася бат Ирина, Рут бат Сара, Фейга бат Сара, Нетанел бен Ора
Шалом баит (мир в семье): Мирьям бат Хава, Гитель бат Сара, Даниэль бен Эстер, Ася бат Ирина
Леилуй нешама (вознесение души): Гирша бен Мендель, Галина бат Биньямин, Лев бен Абрам, Лея бат Яков, Лана бат Исаак, Иосиф бен Еля, Биньямин бен Соломон, Владислав бен Гедалья, Елияу Цион бен Ханания
Удачи нам всем.
Источники:
Рав Авраам Тверски, «Ангелы не оставляют следов» и «Самосовершенствование? Я-еврей».
Теги: Самооценка, стыд, вина