Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Посещая древний еврейский город Сусию, мы буквально отправляемся в гости к нашим предкам, жившим здесь полторы тысячи лет тому назад. Разветвленные улицы и жилые дома, великолепная синагога, миквы и водосборники предстают пред взором, как будто были оставлены жителями города совсем недавно.
Сусия была основана в конце 2-го века до н.э., после завоевания Хевронского Нагорья Хасмонеями. Во времена Рима и Византии пара сельскохозяйственных ферм, расположенных возле небольшой крепости, превратилась в большое процветающее поселение. Территория города достигала 80 дунамов, а население превышало 3000 человек. На протяжении сотен лет еврейская община Сусии существовала в окружении римских, христианских и мусульманских поселений. Только в 9-м веке, в период мусульманской династии Абассов, по неизвестной нам причине, город внезапно прекратил свое существование.
В последние десятилетия, после периода долгого забвения, Сусия снова возвращается к жизни. Рядом с древним городом построено новое еврейское поселение несущее то же название. Тур-центр притягивает сюда многочисленных туристов. В особенности улицы древней Сусии оживают в холь а-моэд (будние дни) еврейских праздников, когда любопытных посетителей встречают театральные представления, мастерские гончаров и других ремесленников. Периодически в Сусие проходят археологические раскопки, и вновь открытые части города предстают перед нами.
Сусия расположена на низких холмах юга Хевронского Нагорья, на полпути между Хевроном и Арадом. Высота этого района достигает 900 м. над уровнем моря, а количество осадков не превышает 300 мм. в год.
В Сусие нет никакого водного источника, однако мягкие меловые породы местного камня (киртона) позволили жителям города вырубить многочисленные пещеры и ямы для хранения воды.
Находясь на границе Иудейской пустыни, город постоянно нуждался в защите от набегов кочевников.
После разрушения Первого Храма и изгнания Иудеи в Вавилон, южная часть Хевронского Нагорья была захвачена эдомеями, жившими к востоку от Мертвого Моря. Только в конце 2-го века до н.э. (в 112-113 гг.), с усилением Хасмонеев, этот район был заново присоединен к еврейскому государству. Нееврейское население было вынуждено либо принять гиюр, либо покинуть Хевронское Нагорье.
Именно в это время, неподалеку от древних поселений Кармель и Маон, и рядом с небольшой Хасмонейской крепостью Руджум эль-Хамири, были основаны несколько семейных сельскохозяйственных хуторов на месте, позднее получившем название Сусия.
В римский период, после подавления восстания Бар Кохбы (132-135 гг. до н.э.), эти фермы переросли в большое еврейское поселение, с централизованной планировкой и развитой общественной жизнью. В это время еврейское население южной части Горы Хеврон получило новое название – "Дарома" (юг).
В Византийский период (4-7 века н.э.), наряду с расцветом и процветанием христианских поселений вокруг, еврейская община Сусии достигла своего высшего уровня развития. В городе была упорядоченная структура улиц и переулков, разделение на частные и общественные районы. На самом высоком месте была построена красивая синагога, при которой действовали суд, школа и другие общественные учреждения.
В Сусии было раскопано более 30 частных и общественных микв, отличающих Сусию от любого другого еврейского поселения того времени (после разрушения Второго Храма). Во многих дворах, под частными домами были найдены системы подземных помещений. В городе было найдено несколько масло и вино-давилен. Строительство домов было на высоком уровне.
С мусульманской властью пришел спад в жизни города. В течение 8-го века часть домов перестала функционировать. В 9-ом веке синагога Сусии была частично перестроена и превращена в мечеть. Город был оставлен, но не разрушен, и непонятно, что случилось с жителями Сусии.
Сразу после Шестидневной Войны (в 1967 г.) началось исследование освобожденных районов Иудеи и Самарии. В 1969 г. израильские археологи Гутман, Явин и Нецер раскопали синагогу Сусии, размером 16 на 9 метров. Здание было укреплено широкими стенами, круглые большие камни (эвен а-голаль) защищали входы в синагогу. Скрытый подземный проход вел из двора синагоги в отдаленные части города. Пол синагоги был украшен красивой мозаикой.
В 1978 г. археолог Гиршфельд раскопал ряд домов Византийского периода. Люди жили в совместных дворах, скромной совместной жизнью. Входы в дома были расположены таким образом, чтоб из одного дома не было видно что происходит в другом доме. Примыкающие один к другому наружные дома города образовывали единую стену, служившую для защиты от набегов кочевников и других неприятелей.
В 1993 г. археолог Гуврин раскопал большое общественное здание возле синагоги. Вокруг города были найдены многочисленные еврейские пещеры захоронения.
Одним из вопросов, стоящих перед исследователями Сусии является само название города. Название "Сусия" дошло до нас от арабов, живших до 1967 г. в пещерах и развалинах древнего города. Пару десятилетий назад был опубликован документ времен крестоносцев (1110 г.), в котором упоминается место под названием "Sussia" (Король Балдвин 1 подарил ордену госпитальеров наделы в районе Хеврона, один из которых был Сусия). Однако мы не встречаем название Сусия ни в одном более раннем известном нам историческом или археологическом источнике, в период существования и процветания города.
Феномены в исследовании Сусии и всего населения Даромы (юга Хевронского Нагорья):
В Сусие, в домах времен Мишны и Талмуда, было найдено более 30 микв, несмотря на то, что Храма давным-давно уже не существовало, и многие законы ритуальной чистоты не были действительны.
В синагоге Сусии и при входе в дома города было найдено значительное количество изображений меноры (семисвечника), одного из центральных предметов утвари Иерусалимского Храма, находившегося с южной стороны в Святилище (Кодеш) Храма. Особая связь между наделом колена Йеуда, к югу от Иерусалима, с менорой Храма проявляется и в высказывании еврейских мудрецов того времени. "Сказал раби Ицхак: желающий стать мудрым – отправится на юг, желающий разбогатеть – на север, и знак этому – стол (с хлебами) к северу, а менора к югу". (Вавилонский Талмуд, Баба-Батра 26:).
Другое проявление связи с Храмом это направление входа в синагогу Сусии. Как и в других синагогах Даромы (Эштамоа, Маон и Аним) вход был расположен с востока. Несмотря на высказывание мудрецов: "Открывают синагоги только на восток ибо так было в Храме который был открыт на восток…" (Тосефта Мегила 3,21), это указание исполнялось только среди синагог Даромы, но не в Галилее.
Надписи, найденные в синагоге Сусии были написаны на иврите и на арамейском. В отличие от синагог Галилеи, здесь не встречаются надписи на греческом языке. "Сказал рав Йеуда сказал Рав: жители Йеудеи сохранили свой язык (иврит) – сохранилась их Тора (учение), жители Галилеи не сохранили свой язык и их Тора не сохранилась". (Вавилонский Талмуд, Эрувин 53).
До 4-го века в Сусии, как и в других поселениях Даромы, продолжали хоронить умерших в глускемаот (небольших ящиках для хранения останков). Эта традиция, сохранившаяся в этом районе со времен Второго Храма, свидетельствует о тесной связи с традициями Храма.
В талмудической литературе (Иерусалимский и Вавилонский Талмуд, сборники мидрашей) практически полностью отсутствует упоминание мудрецов из Сусии и других поселений Даромы. Исключение состовляет раби Ишмаэль из деревни Азиз и раби Хаса из Эштамоа. Это свидетельствует об отсутствии "галахической динамики" – развития устной Торы и адаптации еврейского Закона к развивающейся действительности и к состоянию поколения.
На фоне отмены еврейского центрального руководства (насиут) в 5-ом веке усиливается другая прослойка еврейского руководства – коэны (священники, предки которых служили в Храме). Свидетельство этому является упоминание коэнов в надписях, найденных в синагогах Сусии и Эштамоа. Стоит добавить, что уже в период Первого Храма в этом районе было значительное присутствие коэнов в принадлежавших им городах – Ятир, Юта и Эштамоа.
14.10.2011, пятница, холь а-моэд Суккот. 9:00-12:00. Армон а-Нацив – акведук Хасмонеев.
16.10.2011, воскресенье, холь а-моэд Суккот. 9:00-19:00. Южная часть горы Хеврон – Сусья и Кармель.
17.10.2011, понедельник, холь а-моэд Суккот. 9:00-18:00. Тель Шомрон (Себастия), Маале Левона и Ущелье Кана.
18.10.2011, вторник, холь а-моэд Суккот. 8:00-18:00. Древние Храмы еврейского народа – Гора Эйваль, Шило, Бейт Эль, Иерусалим.
Теги: Сусья, экскурсии в Суккот