Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В недельной главе «Ваецэ» нет ни одного пропуска, ни одной паузы, от начала до конца. Вначале главы Яаков убегает в Харан (северная Сирия), в конце он возвращается в Землю Израиля. Возвращаясь он получает новое имя – Исраэль. Яаков убегает, однако Израиль возвращается.
Глава начинается с явления В-севышнего Яакову. Во сне он видит лестницу, которая стоит на земле, а вершина ее достигает неба. Ангелы поднимаются и спускаются по ней. Яаков называет это место Бейт-Элем. Под конец главы В-севышний является Лавану, предупреждая его не говорить Яакову «ни хорошего, ни плохого». В продолжении Яаков видит ангелов и называет то место Маханаимом. Вся глава – это одно целое, один рассказ, когда конец связан с началом.
Ангелы поднимаются и спускаются по лестнице – что это значит? Есть ангелы, которые соответствуют Земле Израиля. Другие находятся за ее границей, в галуте, в изгнании. В этих местах проявляются совершенно разные ощущения человека. Один убегает, странствует, не в своей тарелке, переходит с места на место. Другой пускает корни в Земле, растет и поднимается к небу.
В нашей главе Яаков строит свою семью, Дом-Израиля. Однако я хочу вернуться к началу, к бегству Яакова из Беэр-Шевы в Харан. Он попадает в «некое место», на иврите «маком», берет «из камней этого места» и ночует там. Утром он понимает, что в этом месте присутствует Б-г и это место вселяет страх. Если вначале это место неопределенное, без названия, то позднее оно называется «а-маком ха-зе» - Это Место. Яаков дает ему название - Бейт-Эль, Дом Бога. Здесь врата неба, дом В-севышнего.
Но можно понять это событие еще глубже. В этот момент, убегая из дома отца, из Земли Обетованной, он понимает, что каждое место в этой земле, каждый камень, в потенциале является домом В-севышнего, вратами неба. В Израиле можно жить по-разному. Можно ощущать эту землю как недвижимость, которую покупают и продают, которая ничем не отличается от других мест. Однако можно жить здесь по-другому, ощущая, что каждое место где я ступаю, сижу или лежу, является Домом Б-га. Здесь В-севышний находится надо мной и говорит со мной.
Это понимание никак не отменяет историю святости мест, где В-севышний являлся нашим праотцам – Аврааму, Ицхаку и Яакову. Так же, как у каждого человека есть своя история, свой личный путь в жизни, то же самое и с народом. У нас есть наша земля, наши святые места, где В-севышний проявлялся праотцам. Но вместе со святостью определенных мест есть святость во всей Земле Израиля. Яаков говорит о своем трепете в этом месте, о том, что это не иначе как дом В-севышнего, врата Неба. В этот момент Яакову открываются Небеса, и они остаются открытыми ему. А также и нам, его сыновьям, в этой земле.
Теги не заданы