Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-маамин"
ЯКОВ И ЕГИПЕТСКИЙ "НАМЕСТНИК"
Когда сыновья Якова спустились в Египет, чтобы отыскать еду во время голода в Эрец Кнаан, египетский "наместник" заподозрил их в шпионаже и взял в заложники Шимона, желая взамен видеть Биньямина – младшего из братьев. Яков не согласился отпустить Биньямина, боясь, как бы с ним не случилась беда, но, в конце концов, ему пришлось смириться с опасностью, когда положение стало отчаянным. Чтобы миссия сыновей увенчалась успехом, Яков передал с ними скромные подношения. Это были дополнительные усилия, которые должны были способствовать достижению цели. Помогло ли это? Нет. Напротив, эти дары лишь оживили и растравили раны Йосефа, напомнив ему об оставленной им Стране и обстоятельствах его продажи. Это могло лишь повредить его отношениям с братьями и привести к непредсказуемым результатам. Всё было спасено лишь благодаря ясному раскаянию братьев: "Но мы виновны!..." (Брешит,42,21), а также самопожертвованию Йеуды: ("Пусть же раб твой сидит (в темнице), вместо юноши…"), который исправил этим свою главенствующую роль в продаже Йосефа. Ни подношения, ни другие ухищрения не смогли принести никакой пользы. (Сихот Мусар, раби Хаим Шмулевич,32,11)
ПОПЫТКИ СПАСТИ И УНИЧТОЖИТЬ МОШЕ РАБЕЙНУ
Моше родился в грозное для евреев время. Над его жизнью нависла реальная опасность. Паро приказал всех младенцев мужского пола бросить в Нил. Йохевед пытается спасти сыну жизнь, спрятав его в камышовой корзине, обмазанной снаружи смолой. К тому же Мирьям, сестра Моше, послана проследить "за тем, что сделается ему…" (Шмот, 1,22)
К чему привели эти усилия? Уже через четверть часа (Тосафот, Сота,11) у того места, где был ребёнок оказывается ни кто иная, как дочь Паро – дочь того самого злодея, что приказал утопить младенцев. Ничего не помогло - ни сокрытие в камышах, ни корзина, ни смола, и даже забота сестры, беспомощно глядящей со стороны. Моше прямиком оказывается в самой "пасти льва". Его спасло лишь чудо. Но ведь оно могло приключиться и останься он дома!
Впрочем, Йохевед действовала с известной долей "битахона". Она не стала искать что-либо "крепче и надёжней" камышей, ограничившись слабенькой корзиной. Но что касается самого спасения, она считала, что обязана предпринять некие усилия. И этим достигла результата обратного.
Еврейские рабы множатся с неимоверной скоростью, и Паро опасается восстания. Как только его предсказатели предупреждают о рождении "спасителя евреев, для которого опасна вода", Паро немедленно приказывает всех нарождающихся сыновей, включая коренных египтян, бросать в Нил. Все эти усилия Паро, включая опасность ослабить свой статус в глазах собственных поданных, оказались не только напрасны, но и привели к тому, что будущий губитель был выращен под его собственным присмотром в царском дворце.
ЦАРЬ ШЛОМО И АНГЕЛ СМЕРТИ
Гемара в трактате Сука рассказывает о чернокожих писцах царя Шломо – братьях Алихарафе и Бар Шиша. Однажды перед царём предстал Ангел Смерти – Малах а-Мавет. "Почему ты так уныл?", - спросил его Шломо. – "Мне приказали заняться вот этими двумя чернокожими" - ответил Малах а-Мавет. Чтобы спасти своих слуг, Шломо поручил двум бесам немедленно спрятать их в Лузе, в месте, где не властвует Ангел Смерти. Как только братья-писцы были доставлены в Луз, они тут же умерли. На следующий день Шломо увидел радостного Малаха а-Мавет. "Отчего это ты весел?" – спросил его Шломо. "Да ведь ты послал своих слуг в точности в то место, - отвечал Ангел Смерти, - откуда их души только и могли быть взяты!" Воскликнул тогда Шломо: "Ноги человека ведут его именно туда, где ему и назначено быть!"
Таким образом, попытки Шломо спасти своих слуг не только не помогли – наоборот, они то и привели их к гибели.