Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
(Санедрин,7,2)
"Сказал Рейш Лакиш: ставящий над обществом нечестивого судью - словно насаждает в Израиле Ашеру(языческий культ, связанный с поклонением деревьям), как сказано: "Судей и сторожей назначь себе во всех воротах твоих".
Известно, говорит «Хидушей Гаоним», что по постановлению Мудрецов, право быть судьёй может быть получено только от Бейт Дина, находящегося в Эрец Исроэль. И это – в соответствии с написанным в Торе: «Судей и сторожей поставь себе…» И ещё: «дабы был жив ты, и наследовал эту Землю…»
Сопоставление этих высказываний, говорят Мудрецы, учит, что назначение достойных судей закрепляет право на владение Землёй Израиля. Более того, всякий, кто не сведущ ни в Письменной, ни в Устной Торе, и, тем более, не живёт духом Традиции не достоин поселиться в Святой Земле, и, конечно же, быть судьёй.
В святом языке, говорит Мааршо, понятие «судья» определяется ещё и словом «э-л-о-к-и-м», обозначающее имя Всевышнего, как меры Правосудия.
И это не случайно.
Например, указание Торы «Э-л-о-к-и-м не проклинай…» следует понимать двояко: относящееся и к Б-гу, и к судьям, действующим по закону Торы.
Тот, кто судит праведным судом, делается как бы «соратником» Всевышнего, проводником Его воли, но судья – нечестивец, искажая Закон, словно насаждает божков у жертвенника Превечного, оскверняя само Его Имя.
Другими словами, ставя на должность судьи человека сомнительного, хотя имелась достойная кандидатура, словно подменяет «серебряными» и «золотыми» куклами истинного Судью.
Подобно тому, добавляет Июн Яков, как служение звёздам изгоняет с лица земли Шехину (Б-жественное присутствие), так и непотребный судья, следуя блеску монет, уничтожает правосудие.
И так же, как наслаждающийся культом Ашеры, навлекает бедствие не только на себя, но и всех евреев, так и судья, принимающий мзду, приводит несчастье всему народу Израиля.
Кроме того, добавляет Июн Яков, уподобление языческому культу означает, что получение денег за назначение на должность судьи имеет законоведческий аспект, и запрет этот смыкается с запретом использования языческих денег. Другими словами, деньги, полученные таким способом, запрещены точно так же, как и любой предмет, служивший объектом «чужой работы». И это намного утяжеляет ответственность.
Почему, спрашивает Бен Йоядо, Гемара соотносит всю эту тему именно с культом Ашеры?
Что бы это понять, требуется дополнительное разъяснение.
Известно, что Мудрец Торы, в определённом смысле, уподобляется «женщине». Подобно ей, носящей в себе плод и рождающей новую жизнь, Мудрец «вынашивает» и «рождает» чудесные открытия в Торе, называемые его «сыновьями» и «дочерьми».
С другой стороны, невежда, бедный мудростью, соотносится с еврейской буквой «рейш», и само название буквы переводится, как «бедняк», «несчастный», ибо кто ещё более может быть несчастливее того, кто не удостоился постичь мудрость Торы.
Если в слово «иша» – «женщина», намекающее на мудреца, мы поместим букву «рейш» – «убогого», то получится «ашера» – намёк на ситуацию нашей Гемары: если на должность судьи, требующую глубоких знаний и праведности, помещают невежественного негодяя – вместо святилища Мудрости получают отвратительный фарс, сравнимый с культом Ашеры.
«Сказал рав Аши (если назначил нечестивца на место судьи), там, где есть (возможность поставить) Мудреца – словно насадил Ашеру у жертвенника (Всевышнего)…»
Почему рав Аши уподобляет Мудреца жертвеннику перед Б-гом. Отвечает РаШИ: подобно тому, как жертвенник очищает душу согрешившего, снимает тяжкие последствия прегрешения, а при раскаянии предотвращает наказание и защищает преступившего, так и Мудрец своими познаниями в Законе препятствует неправому суду и последствиям несправедливого решения.
Назначение дурного судьи там, где имелась возможность назначить настоящего знатока и мудреца подобно осквернению жертвенника и открывает ворота обвинению…
При назначении судьи, говорится в книге «Маргалиёт а-ям», умение ловко владеть языком, знание закона, способность к обобщению и охватывания сути дела – не являются определяющими качествами. Даже человек незаурядный, обладающий цепким умом, не достаточен исполнять эту наиважнейшую должность, не будучи наделён ощущением святости Закона Торы. Более того, при отсутствии Б-гобоязненности, таланты человека лишь отдалят его от настоящего, соответствующего духу Торы, судебного решения.
Недостойность, подразумеваемая Гемарой, в первую очередь выражается в «гасут руах» – грубости восприятия. Это означает стремление к грубым наслаждениям, подвинувшее этого человека занять должность судьи.
Культ Ашеры – прямая противоположность жертвеннику. Само слово «ашера» того же корня, что и слово «ошер» - богатство. Захвативший должность судьи, что бы воспользоваться прямыми или косвенными доходами от этого – живое противоречие жертвеннику. Если жертвенник приводит человека к осознанию своей ограниченности и зависимости от Всевышнего, то есть попросту к скромности, да и место Санедрина (Высшего религиозного суда) вблизи от жертвенника, то «ашера», олицетворяющая чувственность и грубость, как нельзя лучше, характеризует нелепость ситуации, когда негодяй занимает место судьи.
Более того, сравнение правомерно в ещё в одном аспекте. Обладающий «грубостью духа» достоин «выкорчевания», подобно заповеди выкорчевания культовых деревьев ашеры.
Это видно из сравнения двух пасуков. В одном месте сказано: «Ашеры их да будут искорены…», а в другом: «высокомерные да будут вырваны».
Таким образом, слова «ашера» и «грубые духом» переплетены и связаны с понятиями «выкорчевать», «искоренить».
Н азначить ничтожество на должность судьи – значит унизить достоинство Торы, внести приземлённость и бесстыдство в Чертоги Всевышнего.
Более того, даже тогда, когда, наряду с достойными людьми, в состав суда затесался человек далёкий от Торы, пусть даже всё решается по Закону, само присутствие нечестивца, называемого вместе с остальными «раби», - насмешка над званием «судья». И как не уподобить такое внесению божков в Храм.
Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда