Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
(Бава мециа,42,1)
«Сказал рав Ицхок: пусть будут деньги человека всегда у него под рукой, как сказано (Дварим,14,25): «Сосредоточь деньги в руке своей…»
Праведникам вовсе не мешает беречь деньги, хотя бы потому, что по самой своей природе, они озабочены не столько прибылью, сколько тем, чтобы вести дела, как можно честней и правильней. В результате их доходы растут медленно. Гемара даёт несколько советов, как умножить и сохранить дивиденды.[1]
Первый совет: недостаточно иметь деньги, нужно их всегда держать в поле зрения, под рукой. Более того, не стоит отдавать на хранение другим или убирать в место, откуда нельзя было бы быстро вернуть: если появится возможность выгодной сделки – деньги должны быть рядом.[2]
Бен Йеоядо добавляет: деньги приносят лишь тогда настоящий доход, когда идут на доброе дело, а не на дурное.
Однако Маараль из Праги удивлён: эти советы слишком известны, чтобы стать откровением. Зачем раву Ицхаку понадобилось их повторять? Быть может, всё дело - в знаке благословения? Человек без наличных, будь то бедняк или богач, в сущности, одно и то же. Но деньги в руках – уже само по себе добрый знак, благословение Свыше. А в любом деле главное – задел. Благословение притягивает к себе ещё большее благословение.
И недаром, добавляет Маараль из Праги, Гемара дальше рассматривает три вида помещений капитала. В землю, в наличные и в товарооборот. Земля неподвластна человеку, он не имеет её «в кармане» в буквальном смысле, тогда как наличные полностью подчинены владельцу.
В свою очередь, и вложение денег в товары, имеет свои особенности: деньги приходят и уходят, совершая более или менее выгодные обороты. Поэтому, если каждому виду бизнеса уметь дать возможность проявить себя с лучшей стороны – это знак благоволения с Небес.
Посему, если деньги не в поле зрения их хозяев, благословение может пройти мимо. И пусть даже человеческий глаз видит предел, благословение, по определению, не знает границ.
Не потому ли продолжает Гемара: «Сказал рав Ицхок: человек должен всегда распределять свои деньги в трёх направлениях: треть – в землю, треть – в товары и треть оставить у себя под рукой. Относительно первой трети неясно: то ли деньги нужно зарыть, то ли купить на них землю. Как бы то ни было, каждое последующее из трёх названных помещений капитала эффективней предыдущего.
Помещение денег в землю имеет свои преимущества. Они более защищены и не подвластны субъективным потерям – эти деньги не украдут и властям их непросто конфисковать. Земельный надел – это долгосрочная гарантия капитала, но доход от него невелик.
Вложение денег в товары – вот что обещает быстрый и высокий доход. Недаром говорит Рова в трактате Ивамот (63,1): «Сто зуз в деле – весь день мясо и вино; сто зуз в земле – соль и сырые овощи» Другими словами, если деньги вложены в бизнес, доход с него позволяет некоторую роскошь, тогда как дивиденды с земли вынуждают порой затягивать пояса.
Последняя треть денег, как уже было сказано, должна быть под рукой, на случай, если подвернётся выгодная сделка. Иногда это подарок с Небес, и не мешает быть к нему готовым.
Благодаря этому совету, деньги, имеющие тенденцию менять хозяев - само слово «зузим» - «деньги» значит «подвижные» - могут изменить свою природу, обретя «постоянство». Недаром, числовое значение слова «маот» - ещё одно название денег – равно 516. Деление этого числа на три даёт значение 172, что соответствует слову «кэва» - постоянство.[3]
К нашему удивлению, дальше Гемара вдруг резко меняет акценты и говорит от имени того же раби Ицхока: «Благословение падает не иначе как на вещь, сокрытую от глаза, как сказано[4]: «Прикажет Всевышний быть благословению с тобой в тайнике твоём»
Объясняют это по-разному. Кто-то считает, что речь идёт о богатстве, собранном в хранилище и буквально сокрытом от посторонних глаз. Слова «с тобой», кажущиеся лишними, указывают в этом случае на единоличную принадлежность богатств конкретному человеку.
Другие говорят, что недостаточно просто собрать богатство воедино, следует хранить их от дурного глаза, от чужих рук и безответственного использования сомнительными элементами. Другими словами, управление должно быть сосредоточено в одних надёжных руках.
Некоторые указывают, что благословение приходит как раз тогда, когда человек не знает точного размера средств, находящихся в его владении, ибо точный подсчёт убирает элемент чуда и благословение, это чудо из чудес, встречает препятствие и не доходит до человека. И подтверждение последнему взгляду продолжение Гемары: «Благословение не достигает того, что взвешено и измерено…»
Хидушей Гаоним расставляет акценты по-другому. Благословение притягивается к тому, что скрыто от глаз. Но дело здесь не в том, чтобы «не сглазить», всё гораздо сложней. Чудо и благословение, посланные Творцом, требуют «скромности», сокрытия. Не зря пророк Элиша, оживляя умершего ребёнка, «плотно прикрывает» за собой двери.
Яркий свет, отсутствие тайны лишают событие непредсказуемости и новизны. Исчезает элемент сюрприза. Самое невероятное дело обращается в рутину, если его обратить в безжизненную схему. Когда всё подсчитано и взвешено, человек легко забывает, что достигнутый успех не столько результат собственного предвидения и умения вести дела, сколько милость Всевышнего, Его безвозмездный дар. А это несовместимо с благословением.
Ведь в сущности, все, что происходит с человеком ежедневно и ежечасно, вовсе не «природа» и не «естественный порядок вещей». Мир, в совокупности и в частности, непрерывная череда Творения.
Лишь человеческая наивность и детская вера в незыблемость вещей скрывает от него истинную природу Творения, которое иначе, как чудом не назовёшь. А яркое отсвечивание обыденности ослепляет и заставляет поверить в иллюзию «самостийности» мира.
Подсчёт и измерение не дают хода благословению, ибо тогда это открытое чудо, которого средний человек не удостаивается. Но скрытое чудо доступно всем.
Указанный принцип окружает нас повсюду. Роса, скрытая от глаз, - большее благословение, чем дождь. В свою очередь ночной дождь лучше, чем дождь, пролившийся днём. Не зря сказали Мудрецы[5]: «И дам Я дожди своевременно…», то есть Всевышний пошлёт дождь в ночь Субботы, и ночью на четвёртый день недели, когда люди сидят в домах…», когда чудо под названием дождь скрыт от глаз.
В поколении праведного раби Шимона бен Шетаха дожди шли только ночью. В этом было особое благословение, и колосья пшеницы достигали небывалой величины.
Но что значит «сокрытие от глаз»?
Раби Ицхок, по мнению Бен Йоядо, имел в виду физическое зрение, и для предотвращения ущерба достаточно, если вещь скрыта от посторонних глаз, даже если известно - что это и где находится. То есть, если деньги хранятся в кошельке, они «скрыты от глаз», пусть даже сумма и нахождение денег известны.
То же самое относится и к другим ценностям. Нет нужды их выставлять напоказ, но нет необходимости и делать из них тайну - благословению не будет препон.
Однако раби Ишмоэль придерживается другого мнения. «Скрыть от глаз», считает он, значит сделать неизвестным даже само наличие вещи, будь то деньги или любая другая ценность.
Недаром Гемара предупреждает, чтобы «чужой глаз не властвовал» над вещами, то есть посторонние не обязаны знать, что это вообще есть у человека, иначе могут возникнуть проблемы.
Но после всего сказанного, всё ещё не ясно: почему даже скрытое и неведомое для посторонних вещь не получит благословения, если «взвешена и подсчитана»? Разве для ведения дел не важен порядок и система?
Порядок, конечно, нужен, и учёт необходим, и всё же, прежде чем подсчитать запасы в закромах, установить размер доходов, человеку стоит помолиться о достатке. Ибо молитва будет действенней, если попросит благословение прежде, чем всё будет учтено и взвешено.
Хидушей Гаоним в объяснении этой гемары резко меняет направление. Здесь, считает он, подразумевается желание преуспеть в этом мире. Но этот мир, взвешен и ограничен, любой успех, любое богатство наталкиваются здесь на препятствия, являющиеся естественной окраской этого стеснённого пространством и временем, мира. Благословению попросту некуда втиснуться, настолько мало и неустойчиво человеческое существование.
Но это только, когда чаяния человека привязаны к материальному успеху. Но если человек подчиняет жизнь Творцу, этот мир становится лишь стартовой площадкой, коконом, колыбелью, из которой человек чает вырваться в «большой» мир, неограниченный материальными шорами.
Этот Будущий мир скрыт от глаз, его нельзя ни пощупать, ни разглядеть, его можно ощутить душой, вдохнуть его запах, но не измерить и не взвесить. Вот в нём благословение вспыхивает добрым светом, мягким теплом и безмерным счастьем.
[1]Меири
[2]РаШИ
[3]Бен Йоядо
[4]Дварим,28
[5] Таанит,22,2
Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда