Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Когда человека обижают, в нём пробуждается гнев, овладевающий всеми его мыслями и желаниями. побуждая его к мести. Однако, настоящую месть, настоящее справедливое возмездие невозможно совершить сгоряча, поскольку исступлённый человек не способен видеть ситуацию в её полноте. Запрет Торы на месть, подобно надёжной плотине, сдерживает эту тёмную энергию и даёт возможность человеку овладеть ситуацией. Лишь Творец, контролирующий гнев, может в реальности осуществить справедливую месть.[1]
С другой стороны, запрет Торы на месть касается, прежде всего, имущественных отношений, тогда как конфликт, повлёкший за собой урон здоровью человека, и, тем более, его душе, подпадает под совсем другую статью.
Если человеку нанесён физический урон, то жертва не обязана прощать обидчика до тех пор, пока тот не приложит все силы, чтобы возместить ущерб и примириться с тем, кому навредил. В случае же попрания души человека, то есть при попытке оторвать человека от его духовных корней, прервать связь между ним и Создателем, месть не только не запрещена, но и позволительна. Вопрос лишь, что мы называем местью.
Представьте ситуацию, когда у царственного ребёнка, играющего во дворе, соседские дети отобрали игрушки, сломали паровозик, или даже подразнили его. Он бежит к отцу, требует жестоко наказать обидчиков, и даже казнить. Но царь-отец не спешит применять столь строгие меры. Он увещевает сына, объясняет, что ничего особенного не случилось. Ведь, по сути, речь идёт о преходящих и, по существу, не стоящих много, вещах. Другое дело, если хулиганы жестоко избили принца, или предприняли попытку его похитить. Вот тогда меры к ним будут приняты самые решительные.
Так и мы. Если мы требуем возмездия за некие материальные неудачи, за неуспех в карьере, за притеснение в зарплате, за царапину на капоте автомобиля, месть в данном случае лишь потрафит нашим не лучшим качествам. Но попытка оторвать нас от Торы, от служения Творцу – самое тяжкое из возможных преступлений, и те, кто предпринимает попытки это осуществить должен ожидать, что месть будет болезненной и быстрой.
[1] Хизкуни, Ваикра,19,18
Теги: Еврейство