Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Это естественно, это впечатано в природу человека намертво. Человек должен и может любить себя. Ближе чем он сам к себе, человеку трудно отыскать что-либо в этом мире. И любовь к себе превосходит любой предмет, любое явление во вселенной. Ибо всё, что человек имеет – отдаёт на пользу себе.
И лишь одно потрясает эту безмерную любовь – болезненная порча, враг души человеческой – злое начало. Оно затмевает взгляд человека, оно ввергает его суть в болезненный транс, делая опьянённым слепцом, не отличающим правой руки - от левой. И под властью этой хвори, человек, словно безумец, наносит урон самому себе - душе и плоти своей, да так, что никакой ненавистник, никакой зловещий враг не мог бы в такой степени ему навредить. Глупости большей, чем эта, нет и не может быть в мире. Недаром сказано[1]: «Не грешит человек, разве что проникнет в него дух глупости». Эта безумная дурость доходит до того, что человек готов наложить на себя руки, не дай Б-г!
Любой благоразумный человек, мог бы сообразить, что стоит, ох как стоит, любить себя, свои тело и душу, которые лишь прибавят пользы, если продлит работу в этом мире, чтобы душа могла со временем продолжить великолепное путешествие безмерного постижения, а плоть покоиться с миром.
И, кстати, о плоти. Простое здравомыслие подскажет человеку, что забота о собственном здоровье куда важней, чем всё имущество, нажитое им за всю жизнь. Ибо «убогий каравай хлеба в душевном комфорте и покое лучше огромного и дорогого достояния, добываемого тяжким трудом»[2]. Если уж раздвинул Творец человеку границы, пусть обретёт покой для плоти, и не утопит свою жизнь в погоне за золотым дождём.
Пусть пользуется тем, что у него есть - для здоровья тела и праздника души, полной милосердия. Только бы к вину не пристрастился, а мясо не стало бы дешёвкой, то есть не превратился бы в чревоугодника. А заодно –устранился бы от бесцельных блужданий, как днём, так и ночью. Ибо этим всем и тело, и душу свою – истребит. А ещё – остережётся гнева, ведь сказано же:[3] «Устранишь гнев из сердца – отринешь зло от плоти».
Тот же, кто не проявит осторожность ко всему, что вредит здоровью, станет себе врагом, замыслившим зло, и за это в будущем даст полный отчёт на Суде. Ведь если наносит ущерб другим – преступник, то если покушается на себя – тем более грешник, ибо причинение урона родной плоти – особенная жестокость.
Даже малое сомнение, даже намёк на опасность – требует осторожности. А уж если входит в риск ради наживы, и, тем самым, обнаруживает, что любит и ставит добычу больше и выше собственной души, то, даже если чудом спасён – снимает с себя заслуги, продаёт свою духовность ни за что, свою награду, сбережённую для Будущего мира – за сирую обрыдлость преходящего мира. Нарушив притом запрет Творца, предупредившего:[4] «Со всем старанием берегите души свои».
Посему, нельзя человеку находиться в опасном месте, к примеру, на подозрительных дорогах, или в бурном море и стремительных реках, разве что, неоспоримая нужда повлекла его туда, связанная со спасением жизней. Но и тогда следует принять все необходимые меры – нанять вооружённую охрану, опытную и сильную команду для сопровождения, чтобы уменьшить и предотвратить опасность. И уж тогда пригодятся ему и деньги, и старание, чтобы сделать это. И будет всё это похвально и к месту, да и к тому же – заповедь.
И всё сказанное выше, вся эта любовь к себе, к своей душе и плоти, должно исходить из любви к Творцу. Ведь вся жизнь человека, его благополучие, его здоровье и силы – они как драгоценный инструмент, ухоженный и заботливо хранимый, чтобы ненужные случайности не разбили его, и можно было бы без помех воспользоваться этим даром в добрый час.
Так и тело человека, так и душа его должны оставаться чистыми и здравыми, как можно больше и дольше, чтобы не разрушились и не сломались, ведь они – незаменимое средство для служения Всевышему.
Именно это, последнее, должно быть главным побуждением в той неизбывной любви к самому себе, которая тщательно впечатана в нас нашим заботливым Отцом.
Из книги «Пеле Йоэц» раби Элиэзера Папо, стр.12
[1] Сота,3,1
[2] Мишлей,17,1
[3] Коэлет,11,10
[4] Дварим,4,15,