Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Продолжение. Начало в предыдущей статье.
Как ни странно это звучит, между Шабатом и заповедью Новомесячья существует явное противоречие!
Шабат знаменует собой отдохновение, отказ от воздействия на мир. Шабат, по сути, беззвучно трубит, провозглашает на весь мир – всё и вся, на сто процентов, принадлежит Творцу.
Целую неделю, человек выходит в большой свет, чтобы действовать, заниматься бизнесом, искать наилучшее применение своим силам, но спускается Шабат и словно обрубает этот поток деятельности, выявляя один неоспоримый факт - весь мир подчинён Творцу.
Недаром, Шабат останавливает привычную повседневную работу. Отказываясь от всего будничного, мы в этом мире, по сути, оставляем лишь одно – Создателя вселенной.
Проблема в том, что Рош Ходеш, Новомесячье, провозглашает в точности противоположную доктрину. Начало месяца определяется Бейт дином по Закону Торы. То есть, по сути, Тора – это душа мира. А кому принадлежит Тора? Кто решает вопросы, связанные с Торой? Народ Израиля! А если так, кому принадлежит стопроцентная власть на миром? Нам, народу Израиля!
Налицо, неразрешимое, казалось бы, противоречие или, если хотите, антагонизм между двумя силами – Шабатом и Новомесячьем. Шабат провозглашает, что всё сущее принадлежит Творцу, а Рош Ходеш свидетельствует, что всё, извините, - под властью народа Израиля.
Как же разрешить этот «спор»?
Чтобы понять суть указанного «противостояния», разберём первую Мишну из трактата «Бава Мециа».
Вот что там говорится: «Двое держатся за талит. Один говорит, что талит – полностью принадлежит ему, а его соперник утверждает, что нет, талит – всецело его». Представьте, оба приходят в Бейт Дин, держась за одну, скажем, рубашку, и каждый уверяет, что рубашка принадлежит ему. Каков Закон в этом случае? Говорит Мишна: «Поделят!» Половина – этому, половина – этому.
А что будет, если оба придут в Бейт Дин, держась за одну единицу одежды, но претензия каждого будет звучать иначе, не «Всё – моё!», а, наоборот, этот возопит: «Всё – твоё!», и другой ответит тем же: «Всё – твоё!». То есть, каждый пытается всучить рубашку другому. Каков будет вердикт тогда?
Естественно, мы попытаемся отыскать ответ в самой Торе. И что же, похожий случай мы там отыщем.
Рассказывает Мидраш[1]следующую историю. Александр Македонский как-то решил навестить царя страны Кация, располагавшейся за Горами Тьмы. Царь вышел навстречу Александру с подношениями, одарил его золотом и серебром, но великий грек отказался принять подарки, сославшись на то, что у него этого добра – навалом. «Я не для подарков пришёл, - сказал Александр, - мне хочется увидеть, как ты судишь людей. В особенности меня интересует, как ты разбираешь имущественные споры». Отказать в этом Александру царь, конечно же, не мог.
Не прошло много времени, и случай представился. Перед лицом царя явились двое мужей. Один из них заявил: «Господин мой, царь, у меня возникла проблема. Я купил поле, вспахал и нашёл в пашне клад ценности небывалой. Сокровища, я считаю, мне не принадлежат, поскольку покупал я поле, но не клад. Я хочу вернуть найденное владельцу, то есть, человеку, продавшему мне поле». Однако второй из мужей, который и был тот самый продавец, считал иначе: «Нет и нет. Когда я продавал поле, я продал напрочь, со всем содержимым. Сокровища принадлежат покупателю, моему оппоненту!»
Таким образом, перед нами случай, когда, назовём условно, «Реувен» говорит, что всё принадлежит «Шимону», а «Шимон», напротив, считает, что всё принадлежит «Реувену». Этот говорит: «Всё – твоё!», и этот говорит: «Всё – твоё!». Именно тот вопрос, который вызвал в нас сомнения.
Но что постановил в этом конкретном случае царь Кации?
Он поинтересовался у одного из спорящих: «Есть ли у тебя сын?». «Да», - ответил тот. Спрашивает второго: «Есть ли у тебя дочь?» - «Да, господин». «Ну, так пожените своих детей, а сокровища пусть будут им в приданное».
Всё бы путём. Да вот только видит царь, что гость его, Александр, мрачный сидит в стороне, видно, что не доволен.
Удивился царь и спрашивает: «Разве суд мой не хорош? Если бы ты разбирал этот случай, как бы ты поступил?»
Ответил царю Александр Македонский: «Если бы я судил это дело, то казнил бы обоих спорщиков, а сокровища отправил в царскую казну».
Но почему? Почему Александр Македонский выносит столь странный вердикт? Неужто, он настолько развращён и жесток, чтобы с лёгкостью убивать невинных людей?! За что, за что, спрашивается, этим двум, в общем-то, достойным людям, вдруг полагается смертная казнь? Об этом – дальше…
Продолжение следует.
על פי שיחות הגר''ש פינקוס זצ''ל, ספר ''נפש שמשון'' מאמר ''''כולה שלך'' – שותפים'', עמ. קיז
[1] ילקוט שמעוני, תהילים, תשכז