Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В восьмидесятых годах, когда в советской пустыне я выискивал крупицы еврейских знаний, то мечтал о времени, когда можно будет открыто и просто получить ответы на многочисленные, возникавшие на каждом шагу, вопросы о еврействе. Тех крупиц, которые удавалось найти в библиотечных хранилищах, у отказников, из фото негативов немногочисленных переводов еврейских книг, мне никогда не хватало. Я и тогда понимал, что для того, чтобы по-настоящему узнать еврейство, нужен язык. Моё постижение иудаизма шло через редкие фотокопии перепечатанных на машинке переводных книг, среди которых по-настоящему еврейских, было очень мало. Почему-то даже подпольный еврейский самиздат, как правило, сводил еврейство к культурному наследию Еврейского театра Михоэлса - ГОСЕТ, еврейско-русским поэтам, доле евреев среди нобелевских лауреатов, партии большевиков, и пр. и пр.
Настоящее еврейство доходило до меня через синагогу, через последних стариков, которые когда-то ещё учились в ешивах, а таких в то время оставались единицы, и это малое число сокращалось с каждым годом.
Потом наступили годы перестройки, у евреев на мгновение проснулся интерес к своему еврейству, и те, кто знал хоть что-то, оказались к месту. Впрочем, интерес к еврейству быстро сменился интересом к эмиграции, и волна хлынула, сначала в Америку, а потом, когда её прикрыли, захлестнула Израиль. И это, наверное, было не плохо, поскольку казалось, что само приближение к Еврейской Земле пробудит еврейские души. К сожалению, всё произошло в точности наоборот.
Прибытие на Землю Израиля выявило парадокс. Даже те евреи, которые в России дорожили своими корнями, в Израиле через некоторое время полностью отбрасывали последние крохи еврейской идентификации и погружались в новую израильскую реальность, далёкую от идентичного еврейства. Эту идентичность заменила «русская» обособленность и борьба за место под израильским солнцем, а сущность еврейства перестала волновать раз и навсегда, поскольку само слово «Израиль», казалось, уже ответило на любые внутренние «поползновения».[1]
Врагами стали те, кто мешал построению новой «свободной» жизни. В первую очередь это были арабские националистические беспорядки, а во вторую, - «слишком» религиозные еврейские сограждане, которые оказывались виноватыми во всех трудностях абсорбции, «недоцивилизованности» Израиля, в грязи на улицах и, «главное» - в потугах «силой» навязать культурным светским людям «средневековье» и «иран».
В какой-то степени, в этом была виновата слишком наивная и доверчивая попытка, - как со стороны религиозных партий, так и со стороны немногочисленных частных филантропических организаций, - дать евреям из СССР то, что, как думали эти партии и организации, те желают больше всего на свете – узнать получше о своём еврействе и быстренько вернуться к своим корням. Не тут-то было. Эти, пусть и доброжелательные, усилия, в которые вкладывались немалые средства, воспринимались еврейскими новоприбывшими, как правило, плохо. Для них, воспитанных в советском идеологическом лицемерии, еврейские духовные ценности, преподносимые на блюдечке, казались вроде подкупа, новым навязываемым идеологическим рабством, и, как следствие, вызывало крайне негативную реакцию. К тому же среди израильской политической конъюнктуры разразилась настоящая война за сотни тысяч потенциальных голосов. Как левые, так и правые в своих баталиях избрали удобной мишенью религиозных евреев. Им приписывали, как собственные пороки, так и собственные неудачи.
Религиозные евреи оказывались объектом самой уничижающей критики, откровенного подлога и грязного обмана. Религиозное общество не свободно от проблем, оно, пусть и в гораздо меньшей степени, заражено некоторыми социальными недугами современного общества. Но, то, что приписывают ему идеологические противники – просто отвратительная чушь. Мобилизованные политиками «русские» газеты особенно расцвели на этой ядовитой почве. Лучшие журналистские силы соревновались, чей антирелигиозный, «антихаредимный» выпад окажется острей и сочней. Любая дурно пахнущая сплетня шла в дело, каждый сомнительный единичный «факт» тут же раздувался в «явление». Религиозные евреи на «русской» улице оказались, так сказать, «жидами в собственном отечестве». Но это были только цветочки.
В конце восьмидесятых, начале девяностых, из СССР приезжали люди, среди которых евреи всё ещё составляли немалый процент. К середине девяностых всё изменилось. Настал черёд нееврейских внуков…
Продолжение (возможно) последует…
[1] Когда я переводил книгу Раби Авигдора Миллера о Катастрофе (она опубликована в моём блоге под названием «Распад над бездной»), мой рав посоветовал не включать в перевод места, резко критикующие идеологию сионизма. «Сионизм, - сказал мой Рав, - последняя, пусть и очень слабая, ниточка, связывающая бывших советских евреев с их еврейством.
Теги: Оголтелый оптимизм, Еврейские дедушки нееврейских внуков