Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В тяжёлый для Израиля период после разрушения Второго Храма, когда духовным руководителем Израиля был раббан Гамлиэль, размножились секты цдуким, ессеев и ранних христиан. Течения эти были вне основ иудаизма, и принесли ему множество бед. Пользуясь близостью к властям, отступники преследовали праведных евреев, прибегали к угрозам, заставляли силой преступать законы Торы.
Рабан Гамлиэль видел в этих течениях угрозу существованию еврейского народа. Возглавляемый им Бэйт-Дин постановил добавить к восемнадцати благословениям ежедневной молитвы ещё одно. Это была просьба о проклятии отступников и доносчиков. Повторяя её каждый день, еврей вспоминал об опасности этих духовных извращений.
И доносчикам пусть не будет надежды,
И всё злодейство пусть тут же исчезнет,
И да будут истреблены
вскорости все враги Твои,
А злодеев – скорей - искорени,
и сокруши, и повергни в прах,
И подчини вконец, в скором времени, в наши дни!
Благословен Ты, Г-сподь, сокрушающий врагов
и подчиняющий злодеев.
Но можно ли вообще допустить ненависть к евреям, пусть даже отступникам, и, тем более, просить Всевышнего об их наказании. Вместо ответа - три отрывка из Гемары.
Первый - рассказ о Раби Меире, и его грешных соседях. Раби Меир молился об их смерти, но жена, женщина особенная, сказала: "Разве написано (в Теилим): "Пусть исчезнут грешники", а не "Пусть исчезнут грехи"? Молись лучше об их раскаянии!" Раби Меир так и сделал, Всевышний сжалился и помог соседям вернуться на праведный путь.
Похожая история и в Гмаре «Таанит»[1]. Один раз, во время засухи, евреи пришли к Аба Хилкие-праведику. Все знали, если он помолится о дожде, Всевышний не откажет... Аба Хилкия и его жена поднялись на крышу и стали молиться. Хлынул дождь. Однако, к всеобщему изумлению, дождь пришёл со стороны жены, но не праведника. И это было неспроста. "Почему - не удержались от вопроса евреи, - у жены заслуг больше?" Аба Хилкия объяснил это двумя причинами. Во-первых, - сказал он, - жена даёт бедным еду, а он – деньги. А во-вторых, когда соседями их были большие грешники, он молился об их смерти, а жена – об их раскаянии. И они-таки исправились.
Но почему Аба Хилкия, зная, что просить о возвращении евреев на путь Торы правильней, не молился как жена?
Дело в том, что молитва, - не только слова, - но и ещё, прежде всего - чувство. Всевышний заглядывает в сердца, и знает настоящее стремление человека. Жена Абы Хилкии сумела, приподнявшись над личной неприязнью к соседям, искренне, всей душою просить за них. А это не всегда удаётся даже праведникам.
Как бы то ни было, но эти два примера доказывают: молиться о смерти грешников нехорошо.
А вот ещё Гемара[2]. У раби Йошуа бен Леви был враг, некий цдуки, отравлявший ему жизнь. Раби Йошуа решил использовать против него мгновение, проскальзывающее в каждом из дней, когда Всевышний скрывает Милосердие и правит только Мерой Суда. В этот миг человек судится на Небесах по всей строгости Закона. Сделав необходимую подготовку, Раби Йошуа, ждал с большим напряжением, но в нужный момент – задремал. На Небесах не захотели, чтобы праведник стал причиной смерти кого бы то ни было.
Да, идеал - в том, чтобы вернуть грешника на путь Торы. Этому посвящено благословение о "возвращении изгнанных". Как бы далеко еврей не находился от Творца, мы молимся о его возвращении...
Но тогда почему Раббан Гамлиэль посчитал необходимым добавить благословение, которое некоторые из ришоним называют "проклятьем доносчиков"?
«Б-гобоязненность – это ненависть ко злу», - говорят Мудрецы, а Гемара добавляет, что следует ненавидеть и носителя греха. Но как быть с заповедью «люби ближнего, как самого себя», которая также широко обсуждается в Гемаре? Разве она относится только к праведникам, а не ко всем евреям?
Противоречия здесь нет. Так же как нет противоречия между любовью матери к ребёнку и её неприязнью к дурному запаху, исходящему от него. Конечно, еврей – это, прежде всего, человек, обладающий святой душой. Даже, если душа, как пятнами, покрыта духовной нечистотой, мы должны постараться, ненавидя эту грязь, в то же время любить еврея. Но, с другой стороны, такой взгляд вовсе не означает: если «ребёнок наш, то и грязь хороша».
Человеку трудно определить, где кончается заповедь любить ближнего, а где начинается обязанность ненавидеть зло. Он убеждает себя, что, даже еврей, нарушающий заповеди, в общем-то, хорош и достоин любви. Пусть даже отверг все устои.
Но тогда происходит нечто нестерпимое. Притупляются рецепторы, реагирующие на духовную нечистоту. Частички «оправданной» грязи, как кожура прилипают и к душе. Грех уже не кажется столь отвратительным, как раньше. Терпимость к греху приводит к его оправданию. А отсюда - один шаг к пропасти. Поэтому, мы вынуждены ненавидеть и носителя греха.
И всё же, праведность, прежде всего, - ненависть к злу. Об этом напоминает царь Давид[3]: «Любящие Всевышнего, ненавидьте зло!». Любовь к Творцу измеряется нетерпимостью к греху. Отсутствие последней приводит к плюрализму, когда добро и зло - понятия относительные. Добро теряет приоритет перед злом, и становится неотличимым от него.
Рабан Гамлиэль Азакен вовремя увидел, что излишняя «лояльность» к злу способна погубить евреев. Он посчитал важным, чтобы каждый еврей в момент наивысшего духовного напряжения, в молитве "Амида" воспроизвёл ненависть к злу. Равнодушие к греху - укрепляет зло, и потому само становится злом. Безучастность к борьбе света и тьмы, предопределяет поражение света.
Зло необходимо не только различать, но и ненавидеть. Впрочем, и в этой ненависти нельзя ни на минуту забывать, что в основе души еврея - кдуша и незапятнанная духовность.
Если вам важно, чтобы грешник вернулся на путь Торы, значит вам удалось установить в душе границу между любовью к человеку и ненавистью ко злу.
По словам Гемары[4], составить благословение Рабан Гамлиэль Азакен предложил мудрецам Бейт-Дина. Но единоличным автором стал Шмуэль а-Катан (малый). В Гемаре есть два объяснения его прозвищу.
Во-первых, он был необычайно скромен (анав), считая свои заслуги ничтожными, а во-вторых, он, также, как и его знаменитый тёзка, был пророком. Тот - Шмуэль а-Гадоль, а он - Шмуэль а-Катан. Однажды, рассказывает Гемара,[5] когда группа Танаим занималась учением, раздался бат-коль (голос с неба): «Среди этих людей есть один, кто достоин, чтобы Шехина (б-жественное присутствие) покоилась на нём». Все, словно сговорившись, посмотрели на Шмуэля а-Катана.
Почему составить это благословение мог только человек, подобный Шмуэлю а-Катану?
Никто, как он, не испытывал неизбывную любовь к еврею, как таковому, ненавидя одновременно всей душой совершаемые им преступления. Более того, это разделение в его душе было столь отчётливо, без оттенка смешения, что ненависть, ни в малейшей степени не переносилась на человека, а любовь ни в коей мере не отражалась на отношении к неблаговидным делам. Средством достичь этого было одно - неограниченная, абсолютная любовь к Творцу.
В этом благословении-проклятии - четыре просьбы об уничтожении зла, соответствующих четырём видам злодейства, существующим в мире. Первые две просьбы касаются евреев, две другие - народов мира.
И доносчикам пусть не будет надежды
ולמלשינים אל תהי תקווה
Пусть не будет удачи евреям, преступившим заповеди. Пусть их ждёт разочарование, когда они, оступившись сами, тянут к пропасти других.
וכל הרשעה כרגע תאבד
Страшнейшее из зол, - когда евреи, называемые эпикорсим, зная о Творце и разбираясь в Торе, восстают против еврейского образа жизни. Зло это столь опасно, что подлежит немедленному уничтожению.
וכל אויביך מהרה יכרתו
Речь идёт о народах мира, которые сами не выполняют требования Творца, но ненавидят евреев за преданность Торе.
והזדים מהרה תעקר ותשבר ותמגר ותכניע במהרה בימינו
Здесть говорится об Амалеке, то есть о людях, для которых ненависть к евреям - естественное состояние. Их стремление уничтожить Израиль неизбывно. Недостаточно, чтобы Амалек исчез с лица земли, его нужно ненавидеть всеми силами души. Ибо суть его - сплошное зло. В этой ненависти - буквальное исполнение написанного: "Любящие Б-га! Ненавидьте зло!"
С Амалеком следует поступить, как с ядовитым сорняком - вытащить с корнем из земли (теакер), разрубить на куски (тэшабер), размельчить, пока не останется один прах (тэмаэр), до такой степени, чтобы превратить в удобрение (тахниа). То есть довести до такой степени, когда сама его природа полностью переродится, перейдя на службу силам добра.
Наши дурные побуждения черпают из того же источника, что и Амалек. Еврей, оставляющий заповеди, ненавидящий и стесняющийся своего еврейства, ослабляет свой народ и добавляет силы врагам. Если искоренить зло в нас самих, Амалек исчезнет сам по себе, поскольку иссякнет, питающий его источник.
По лекциям раби Давида Штайнойза, на основе перевода госпожи Ривки Клейман.
[1] Таанит 23:?
[2] Брахот 7:2
[3] Теилим 97
[4] Брахот 28:2
[5] Сота, 48:2