Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сторонний комментарий

Отложить Отложено

На одну из своих статей я получил вот такой комментарий.

“…Po mne xaredim daleko ne vsegda delayut to, chto deklariruyut . Imenno kak obshestvo. Smotrela na nix 2 goda v xaredimnom rayone, chitala ix gazeti i knigi xaredimnix pisatelnits. I mne eto vse napominaet rasskazi pro sovetskiy soyuz 80-x godov. Glavnoe ne videlyatsa , i togda vse budet OK, obshestvo o tebe pozabotitsa. Strannaya ekonomicheskaya model, strax pered vneshnim mirom, strannaya neprakrichnaya odezda i da -koe-gde perezitki goyskix srednevekovix obichaev. Nekrasivoe otnoshenie k gosudarstvu Izrail. I vse po blatu. Ochen vazno kto iz kakoy semyi i u vsex podvidov svoya obshina, i zenyatsa tolko v ney vosnovnom.  

S drugoy storoni vospitanie ne napravlennoe na sebya i vse i mnogo vzaimopomoshi. Xotya bez etoy pomoshi mnogie bi ne smogli vesti takoy obraz zizni”.

Если честно, этот отзыв вызвал во мне сплошное недоумение. Тем не менее, попробую выступить в качестве «ответчика», хотя настоящей роли «обвиняемого» ни на себя, ни тем более на общество, к которому принадлежу, взваливать не намерен.

1.«Харедим не всегда делают то, что декларируют…». – Это очень лестное замечание. Люди, которые ВСЕГДА делают то, что декларируют, крайне редки в любом обществе. Вопрос ведь не только в том, в какой мере людям удаётся достичь своих идеалов, хотя это и важно, важнее то, какие усилия они для этого прилагают, и насколько искренне к этому стремятся. Если человек, пусть даже слабовольный и не слишком «хороший» по природе, стремится к добру и правде, то, - пусть на шажок, - он продвинется в этом. Страшнее, когда за идеал и цель провозглашается заведомое зло – распущенность и вседозволенность.

2. «Смотрела на них два года в харедимном районе, читала их газеты и книги харедимных писательниц…». - Пусть даже вы не приняли образ жизни,  но за два года, проведённых «рядом» с кем бы то ни было, казаться «странным» это уже не должно, будь то папуасы в Новой Гвинее, или коренные австралийцы. «Неприемлемыми», - ладно, «чуждыми» – пусть будет так, но «странными»? - Если уж «наблюдали» вблизи и интересовались, почему не поговорили «по душам» и не разрешили ваши недоумения, наладив прямой контакт? Почему не выяснили конкретный вопрос прямо там, на месте?

3. «…Мне всё это напоминает рассказы про Советский Союз восьмидесятых годов: главное – не выделяться, и тогда всё будет ОК…» - Есть подобие, и есть различия. Я ведь был и там и здесь. Нежелание выделяться здесь исходит из элементарной скромности и уважения к окружающим, и этому источник - в Еврейском Законе.  И этот Закон – единственный критерий. Нет КГБ, нет парткомов и профкомов. Да, есть общественное осуждение, и это сильнейший, - но и единственный, - внешний сдерживающий фактор. Но, в отличие от СССР, есть выбор: соседняя улица, другой город, другая страна. Доброе имя человека и достоинство семьи - значение таких вещей для здорового общества жизненно необходимо, пусть даже кажется кому-то понятием устаревшим.

4. «Общество о тебе позаботится…» - Наверное, здесь вы не имеете в виду чисто еврейскую взаимовыручку и благотворительность, которые действительно играют большую роль внутри харедимного общества. Но могу вас «удивить»: нет никакого и государственного предпочтения «харедимным» перед остальными, не смотря на все «коалиции» и «кондиции», а вот инсинуаций и попрёков – хоть отбавляй.

5. «Странная экономическая модель….» - Ну, да, необычно. Мужики учатся. Женщины тянут на себе и дом, и детей. Не просто. Но, почему-то девушки ищут в женихи именно тех, кто будет учить Тору, и других не хотят. Да и многие мужья через несколько лет глобальной учёбы подрабатывают, и это никто не считает зазорным. Да, цель – не карьера, а семья и воспитание детей, довольствие малым, иногда минимумом, но счастье видят именно в мирном доме и правильно, то есть в Торе, воспитанных детях. Тут уж ничего не поделаешь – для светских  это верх «странности». Такие уж мы, евреи.

6. «Страх перед внешним миром…» - Я бы сказал – страх за детей перед внешним миром. Страх загрязниться, страх потерять себя и утратить Наследие. – Бояться нечего лишь тому, кому нечего терять. Нам есть что терять.

7. «Странная, непрактичная одежда… пережитки гойских средневековых обычаев…» - Мы - свидетели существования Творца, мы – Его посланники, мы – Его солдаты. Это мы были на Синае, и через нас Он открылся миру. Одежда – наша визитная карточка: «Я принадлежу Другу своему, а Он – мне…»[1]. Одежда кричит: «Мы – евреи, и нас не сбить с пути!» Да, наша одежда – намеренно не по сегодняшней моде, она консервативна и напоминает о пройденном пути через страны и народы – мы же древний народ, нам - не семьдесят лет, нам - больше тридцати трёх веков…

8. «Некрасивое отношение к государству Израиль…» - Большей «некрасивости в отношение к государству Израиль», чем у самого этого государства, на мой взгляд, и быть не может. Назвали бы государство как-нибудь иначе, не так бы бросалось в глаза. Но истина - как раз в ином: харедимные серьёзней и ответственней подходят к этому вопросу. Если уж они и протестуют, то, как раз против осквернения понятия «еврейское государство», которое по определению должно быть сосредоточием еврейского духа, а не тем, что многие думают – «еврейской» псевдодемократической свалкой.

9. «И всё по блату» - Ну, не знаю. Мы вырастили детей, отдавали в лучшие школы, ешивы, женили, выдавали замуж, и, как правило, чтоб не сглазить, пока удачно. Родственников влиятельных здесь у нас не было, и нет, но это не помешало.  Я бы сказал, что заручиться рекомендацией никогда не повредит, и есть случаи, когда это очень важно. Но это вовсе не то, что имелось в виду в Советском Союзе моего времени. Там определяющим принципом было «Ты – мне, я – тебе». Впрочем, протекция иногда переходит рамки разумного и справедливого, и это то, что мы называем Галутом. И, кстати, нет никакой надобности идеализировать харедимное общество, оно имеет свои проблемы и недостатки, как всё несовершенное, ведь иного в Галуте и не дано.

10. «…Очень важно кто, из какой семьи, и у всех «подвидов» - своя община, и женятся только в ней в основном». – Традиции семьи у евреев, как правило, - это многовековой уклад, отшлифованный временем и богатым опытом множества поколений. Это касается и воспитания детей и огромного количества нюансов в поведении и отношении к быту и жизненным явлениям. Поэтому  указанная вами особенность, на мой взгляд, вполне естественна и приемлема. Разделение на «подвиды» также объяснимо. Еврейские общины имеют каждая своя историю и путь по странам и народам. Впрочем, как вы, наверное, знаете, разделение на двенадцать колен существовало в нашем народе изначально. Более того, каждое колено, за исключением колена Леви, имело в Земле Израиля своё особый надел, свои обычаи, особенности и даже свой флаг, а браки между коленами не слишком поощрялись. Не смотря на всё это, евреи всегда считали себя единым народом, который так и назывался - Сыновья Израиля. Мы – единая армия Творца, где у каждого «рода войск» своё предназначение. Евреи и передвигались по пустыне сорок лет военным порядком, поделенным на двенадцать станов. Так что деление на «роды войск» вовсе не является признаком разброда в нашем народе. Главное – все верили в Единого Творца и следовали одному, - письменному и устному - Завету, полученному на горе Синай.

Расслоение начинается там, где евреи оставляют Тору или пытаются «реформировать» или «исправлять» её.

11.«…вам после советского союза не виден недостаток личной свободы, но тем, кто вырос по-другому это бросается в глаза» - Вы не поверите, но личную свободу я ощущал и в СССР и здесь. Ощущение личной свободы как раз и состоит в том, чтобы следовать Истине, не смотря на давление извне. Политическое и психологическое давление на харедимных в Израиле огромно, но мы, слава Б-гу, держимся.

12. «…экономическая модель тоже. в союзе жили не считая, он развалился. и тут тоже что-то похожее. нет соответствия затрат доходам , и на уровне общества. поэтому такая система гмахов, но, чтоб они были, кто-то должен туда жертвовать….» - Умение экономически выживать при минимальных средствах, при этом оставаясь порядочным человеком и помогая ближним, – чисто еврейская экономическая модель. Этому посвящена огромная доля Шульхан Орух (весь Хошен мишпат, часть Йорэ Дэа).

13. «…харедим не могут быть врачами, но к врачам ходят…» - Харедимные евреи были, да и теперь бывают врачами, технарями и т.д., просто у нас другие приоритеты, и выбор профессии согласовывается именно с ними. Врачом может быть и русский человек, а вот учить Тору могут лишь евреи.

14.«очень большое внимание виду шляпы и пиджака, не очень понятное». - Ну да, это наш знак принадлежности к царскому дому, а вы не знали?

15. «…у русских евреев нет своей традиции, они потомки литаим и хасидов, почему даже чере 25 лет нет вливания, а напротив есть попытки строить свою общину». - У русских евреев есть своя традиция, просто нужно копнуть историю собственной семьи до слоя, когда ваши предки ещё были харедимными евреями, а это было у всех. Или спросить о вашем конкретном случае у компетентного Рава.

 

Данные заметки, естественно, не претендуют на полноту, но открывают, надеюсь, путь к более глубокому диалогу.

 

 

 

 


 

[1] Шир а-Ширим.

Теги: , Оголтелый оптимизм