Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Что отделяет чудо от природы? Разве и то и другое не от Творца? - Даже верующим людям этот вопрос может показаться наивным. "Конечно, - скажут они, - всё от Б-га, однако природа - это то, что действует по принципу "причина-следствие", который Он сам и создал! И это - реальность этого мира. Лишь иногда, в особых случаях, для тех кто этого достоин, Творец выводит вещи из принятых Им ограничений и допускает открытые чудеса, которые не имеют под собой никакой естественной подоплёки. Так проявлялись все чудеса, упомянутые в Торе и переданные Мудрецами".
А если мы в ответ спросим: а что такое причина и следствие? Почему для следствия вообще требуется причина? Например: что заставляет расти и созревать урожай? - Нам скажут в ответ: это же ясно! Взрыхлили землю, пробороновали пашню, посеяли зерно, поливали, пололи, - вот вам и природные причины, следствием которых явился урожай. А если мы спросим: "Но почему указанные действия приводят к появлению урожая?", - над нами начнут открыто смеяться, говоря сквозь смех: "Да езжайте на ближайшую ферму и увидите всё это собственными глазами, ведь так ведётся испокон века, это как раз те действия, которые Творец установил, чтобы урожай вырос, или, другими словами - природные причины".
И всё же, если уж быть точным, и углубиться в тему ещё глубже, нам следует задать следующий вопрос: знаем ли мы в действительности, что именно эта конкретная причина запускает конкретное следствие, не является ли на самом деле любое явление в мире лишь постоянно повторяющимся чудом, и мы просто к нему привыкли?
И для примера представим себе, что увидели могилу, где человек похоронен так долго, что тело разложилось в прах и стало почти неотличимо от земли. Представим себе, как мало помалу из глубины могилы произрастает человеческое тело, тянется из земли, могила открывается и показывается человек целым и живым, как и все живые? Что бы мы сказали на это? Разве это не было бы великим чудом, которое бы по праву называлось возрождением из мёртвых?
А если так, как же мы не замечаем то же чудо, происходящее с каждым урожаем? Зерно, посеянное в землю, по мере разложения, начинает расти из собственного же праха! Разве это не в точности такое же возрождение из мёртвых, о котором мы только что упомянули? Разве это не похоже одно к одному? И разница лишь в том, что к восстанию живых людей из мёртвых мы не привыкли, а возрождение растений из праха - для нас обычное дело. Если бы привыкли наоборот, то оживление человеческих останков на кладбище стало бы для нас "природой", а произрастание злаков назвали бы чудом. Проще говоря, природа - это и есть то, к чему мы привыкли, а чудо - явление из ряда вон выходящее.[1]
На самом деле чудо и природу не разделяет ничего. Это одно и то же. На свете всё - чудо. Во всей Вселенной нет иной причины, кроме как желания Творца. Всё, что Он хочет, происходит напрямую и без посредников. Все сложнейшие механизмы, которые якобы осуществляют в этом мире те или иные явления - ни что иное, как маскировка, скрывающая от нас истинное положение вещей, головоломка, дающая нам самим возможность отыскать дорогу к Творцу.
Недаром этот принцип находит своё отражение в Гемаре (Бава Мециа,42,1): "Благословение покоится лишь на том, что скрыто от глаз". Если мы вдумаемся в это высказывание с позиции тех, кто считает природу за реальность, то окажемся в затруднении: зачем это понадобилось Всевышнему делать чудо именно с тем, чего не видно? Пусть бы всё пришло человеку "естественным" путём? Единственный ответ: природа - не является настоящей реальностью, она - лишь для отвода глаз, она даёт возможность нам ошибиться. Скрытая от взгляда вещь не требует "привычных" нам "естественных" путей, там всё происходит напрямую, потому то и благословение приходит "напрямую". Реальность же, как уже сказано - это воля Творца, и больше ничего. То, что мы зовём природой - это тоже Его воля дать нам возможность самим отыскать Его сквозь гущу "причинно - следственных" иллюзий.[2] Это Он пожелал, чтобы истинное положение вещей оделось в "природные" одежды. Но эти одежды не касаются вещи, полностью сокрытой от взгляда, когда маскарада не требуется.
По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми Элияу".
[1]Один мой знакомый однажды сказал, что для еврейских детей, родившихся в пустыне во времена Моше рабейну, было обычным делом, "природой", когда каждое утро выпадал ман с Небес, и его нужно было лишь собрать. На него даже благословляли: "Благословен Вс-шний, дающий хлеб с Небес". Когда же они вступили в Землю Израиля, глазам их предстало великое Чудо: зерно, брошенное в землю, не гнило, не пропадало, но давало ростки, из которых получался хлеб.
[2]Недаром же этот мир зовётся "Альма де-Шикра" - "Мир Иллюзий".
Читайте обзор по теме Чудо и чудеса
Теги: Еврейство