Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Победители хедеров

Отложить Отложено

 

Краткий очерк о кампании закрытия хедеров в Витебске и Витебской области

 

Борьба с еврейским "клерикализмом" началась сразу же по окончании гражданской войны. До этого все силы направлялись на захват и укрепление власти. В 1920 году советская власть обратилась к "духовному". Это была ещё не "война", скорее прощупывание, осторожная проба сил.

С середины 1921г года из центра на места рассылаются циркуляры, подробно инструктирующие, какими методами добиваться нужных результатов.

 

«…3. Борьба с клерикализмом.

Стремясь к созданию новой культуры и переустройству народного быта на основе коллективного труда, нам следует обратить серьёзное внимание на необходимость борьбы с религиозными предрассудками и фанатизмом, строго следить за деятельностью клерикальных элементов, стремящихся под прикрытием синагоги воссоздать жестоко нарушенный пролетарской революцией капиталистический быт еврейских масс.

Эту деятельность надо пресечь в корне.

Наряду с этим, особое внимание уделять всем тем элементам и группам которые ходом революции лишь недавно приобщились к обще пролетарской семье. Вы должны их окружить товарищеским сочувствием и заботливостью, давая пример того, как легко прощают рабочие капиталистическое прошлое всякому, кто честно с ним порывает..." (Государственный архив Витебской области, фонд 1821, опись 1, дело 825)

 

Среди конкретных целей, которые поставила себе новая власть, а точней - её еврейские апологеты, в борьбе с "религиозными предрассудками и фанатизмом", были: искоренение Субботы, как особого для евреев дня, так же как и стирание дат в календаре, непосредственно связанных с Традицией. Рош а-Шона, Йом Кипур, Ханука и Пурим - всё это никак не вязалось с новым коммунистическим порабощением евреев. Однако первой и главной задачей на этом пути стало уничтожение традиционного еврейского воспитания. Хедеры - вот главный "враг" советской власти. Не могла еврейская молодёжь серьёзно относиться к марксистскому извращению, будучи воспитанной в духе Торы.

Но как подступиться? Реально ли в одночасье низложить систему образования, формировавшуюся и укреплявшуюся на протяжении тысячелетий. Возможно ли низвергнуть эту основу основ существования еврейского народа. Какие методы избрать? Как повалитьэту глыбу?

Еврейские «активисты» не растерялись. Они сами - порождение местечек и религиозных семей. Еврейский быт им знаком не понаслышке. Это с ним они вошли в первый юношеский конфликт. Это - то "старое", что не давало выход их неуёмному стремлению вырваться "на свободу" и стать "как все". Они знали, что распад начался уже давно. Остались только форма и привычка. А с этим бороться можно: найти новую форму и привить другие привычки. Кнут и пряник, давление и уговоры, поощрение и угрозы - вот они методы, «мудрая» политика, основанные на знании обстановки и точном расчете.

Начали с создания еврейских советских школ, отличавшихся от общих только тем, что преподавание велось на идиш. Оставалось только побудить родителей отдавать туда детей. Системе хедерного обучения предстояло уйти в небытие.

Прежде всего, хедеры подсчитали и зарегистрировали меламедов. Это имело двоякое значение. Во-первых, выяснили положение с традиционным еврейским образованием, а, во-вторых, учёт служил предостерегающей мерой. В Полоцке, между прочим, меламедов привлекли к суду за "истязание детей".

В отчёте центрального еврейского бюро Белоруской компартии в период декабрь-январь 1921-22 годов говорится:

 

"Борьба с клерикализмом ведётся очень интенсивно. Вопрос о закрытии хедеров и ешиботов стал очень остро в связи с деятельностью, которую развили еврейские клерикальные организации. Ободрённые НЭПом, они перешли от обороны к наступлению..." (Там же)

 

Вот как! С больной головы - на здоровую. Знакомый приём, столько раз впоследствии применимый: это не мы, это "враг" - агрессор, а мы только защищаемся! Дальше:

 

"Во многих местах образовались комиссии по ликвидации хедеров. Первой работой этих комиссий является детальное их [хедеров] обследование. Предприняты предварительные шаги к проведению антихедерной кампании, которая должна закончиться полной ликвидацией хедеров..." (Там же)

 

В чём состояли эти предварительные шаги? - Общественная делегитимизация хедеров. Начали с периферии. Вот сведения из местечка Клинцы Гомельской губернии.

 

"С 5-го по 10-е декабря (1921 года) там была проведена "неделя по борьбе с хедерами". По собранным сведениям, в Клинцах существовало 14 хедеров и одна Талмуд Тора со 170-тью учащимися. Плата за обучение - от 4 до 8 пудов хлеба (натурой) за семестр с каждого мальчика. Местный Исполком и УОНО (уездный отдел народного образования) издали распоряжение о закрытии хедеров. Был устроен открытый диспут по вопросу о хедере. Почти все дети зарегистрировались в еврейскую (советскую. А.К.) школу 1-й ступени, которая открыта в эту же неделю..." (Там же)

 

Полный успех! Лёгкость, с какой удалось властям убедить родителей предпочесть советские школы хедерам в этом, отдельно взятом местечке, указала на "правильность" методов, и дала "добро" на перевод кампании на "широкие рельсы". К тому же, подоспело дело в Полоцке:

 

"В Полоцке... привлечены к ответственности 4 меламеда. Постановлением суда (он проводился на идише. А.К.)они присуждены к принудительным работам и тюремному заключению. Хедера закрыты". (Там же, фонд 246, опись 1, дело 321, листы 21-28).

 

Вот так. Разъяснили и припугнули.

Февраль 1922. Кампания набирает силу. Исполнителей не хватает:

 

"Наличие ещё некоторых (то есть большего числа А.К.) школьных работников (шкрабов) создало бы возможность немедленно и безболезненно ликвидировать все оршанские (город Орша, Витебской губернии А.К.) хедера. Собирается материал для привлечения к судебной ответственности содержателей хедеров..." (Там же)

 

Нет сопротивления, нет возмущения, нет криков и протеста. Впрочем:

 

"В некоторых уездах слабее - нет никакой связи (с активистами на местах. А.К.). В одних случаях - из-за чрезвычайной слабости аппаратов евсекций УОНО, в других случаях - из-за совершенного отсутствия таковых..." (Там же)

 

Активной поддержки нет, нет ещё смазанного механизма, да и не вырастили ещё поколение, что без оглядки исполняет всё, что скажут. Ещё живы связи в семье, ещё, по инерции, но хранят старые обычаи. Через несколько лет всё это исчезнет, а пока – это только начало.

Сделаны выводы:

 

"Выполнение намеченного плана... работы среди еврейских масс, составляющих преобладающий элемент городского и местечкового населения (Витебской) губернии делается возможным только при создании соответствующего минимального аппарата..." (Там же).

 

"Минорный" тон в отчёте тут же разбавили "сладким". Постановили:

 

"Здание бывшей Талмуд Торы (очевидно, в Витебске. А.К.), в котором разместился 5-й еврейский культпросвет переименовать в Дом Просвещения имени Менделя Сфорима" (Там же).

 

И новоявленный клуб имени "дедушки еврейской литературы" не пустует:

 

"Вечер молодого пролетарского поэта Юдовина прошёл со значительным успехом..."

 

В январе 1922 года пришёл черёд Витебских хедеров. Создали комитет еврейского губернского подотдела социального воспитания (губсоцвос). Первое заседание 17 декабря 1921 года. Как тут не назвать имена еврейских "героев", в считанные месяцы разрушивших в Витебске, а также в прилегающих городах и местечках традицию еврейского воспитания. Полномочия у комитета большие: и циркуляры рассылает, и к суду привлекает. Вот они, герои:

Неизменный председатель, подписал большинство решений и протоколов, М. Хинчин;

заведующий евр. подотделом губсоцвоса Калецкий;

заведующий евр. подотделом губ.полит.просвещения Шульман;

члены бюро губсоцвоса Троп и Пайкин;

инструкторы губ.проф.образования Гуревич и Вигдоров.

 

Первоочередными мерами были:

 

Реорганизация нескольких еврейских советских школ в центры сосредоточения детей, изымаемых из хедеров ближайшего района...

 

Проведение публичного "Суда над хедером", о чём была издана брошюра с подробным отчётом.

 

Издание газетного листка "Фолькс Билдинг" ("Народное строительство"), занявшегося, очевидно, тотальной пропагандой предстоящей кампании.

 

Любопытна выдержка из доклада витебского отдела наробраза в том же, 1922 году:

 

«Ввиду особо острого положения еврейской бедноты, которой до сих пор не удалось определить своих детей в детские учреждения уже имеющиеся с языком преподавания русским, вследствие чего они вынуждены(?) (вопросительные знаки здесь и дальше мои. А.К.) отдавать своих детей под опёку религиозным комитетам помощи, которые, воспитывают с 6-летнего возраста в гибельно влияющих(?)на физическое и моральное состояние детей талмудторах. Является необходимостью открытие в ближайшее время еврейского очага(?)в городе…» (Там же).

 

А вот – чистый подкуп, а точнее, циничное использование бедственного положения еврейских семей:

 

«Принимая во внимание совершенное отсутствие обуви и подчас одежды у детей, просить у Евобщесткома (Еврейского общественного комитета) в интересах закрепления проводимой работы и дальнейшего извлечения детей из хедеров, оказать посильную материальную помощь»  (Там же).

 

Но самое главное, конечно, кадры:

 

«Выполнение намеченного Ев. Бюро просвещения плана культ.просвет. работы среди еврейских масс, составляющей преобладающий элемент городского и местечкового населения (Витебской)губернии, делается возможным только при создании соответствующего минимального аппарата…» (ГАВО,фонд 246,опись1,дело 324, сведение 23)


А где взять этот «аппарат»? Очень просто:

 

«В целях изыскания мер по привлечению детей из хедеров в школы… созвано было общее собрание еврейских школьных работников (шкрабов), которое единодушно высказалось за немедленное проведение в жизнь проекта ев.бюро о широкой школьной и антихедерной кампании…» (Там же).

 

Кадры то, оказывается, уже вырастили. Свои собственные, плоть от плоти.

 

«Важнейшей из мер является посещение шкрабами и студентами Еврейского Педагогического Техникума беднейших районов города, из дома в дом с целью индивидуального убеждения родителей изъять детей из хедеров для направления их в школы…» (Там же).

 

Для большей наглядности отпечатали в 500 экземплярах «краткое воззвание к рабочим». Для посещения  наметили в первую очередь северный район города (Витебска) – Песковатики. Энтузиазм сделал своё дело:

 

«Посещение это дало блестящие результаты. В 33-ю школу, назначенную пунктом регистрации, на следующий же день после обхода района, явилось свыше 130 детей… Наплыв детей продолжается… На первое апреля намечено то же самое в правобережной части (города)». (Там же).

 

Страшна не столько тщательная и целенаправленная подготовка кампании, сколько нестерпимая легкость, с которой она достигала цели. Конечно, официальные протоколы, вполне могли преувеличивать успех, но, кажется, этого им делать было не нужно. Подавляющая часть еврейского населения уже была готова расстаться с хедером, ради новых «образовательных» горизонтов. Десятилетия деятельности «просвещенцев» и «реформаторов» сделали своё дело. Насколько власти, а точнее её еврейские апологеты, относились серьёзно к проводимой кампании, настолько беспечно и легко еврейские родители «новой формации» лишали своих детей возможности приобрести традиционное еврейское образование. Оказалось ненужным насилие или шантаж. Несколько десятков еврейских юнцов-студентов совершили тихий трагический переворот, приведший к духовному распаду последующих нескольких поколений евреев.

В остальных районах города картина была похожей:

 

«11 апреля (1922 года) кампания в 3-м и 4-м районах города. Ввиду предпраздничного времени (наверное, Песах) кампания проходит менее интенсивно, чем в 1-м и 2-м районах, и всё же в 6-ю школу (регистрационный пункт) в первые же дни прибыло 70 детей «хедерников»» (Там же).

 

И, наконец, 13-го сентября 1922-го года, спустя чуть больше года со времени начала кампании, протокол заседания 26 «еврейского бюро» под заголовком «О ликвидации хедеров», постановляет:

 

«Издать приказ через Губисполком о закрытии хедеров» (Там же).

 

На основании этого указа предписывалось всем квартиркомам (квартирным комитетам), или, попросту, домоуправлениям, в официальном порядке «очистить» от хедеров все занимаемые ими помещения. Детей, выброшенных из хедеров, оказалось так много, что понадобились специальные меры:

 

«6-я еврейская (советская) школа реорганизвана и превращена в «Центр сосредоточения детей, изымаемых из хедеров близлежащего района…» (Там же).

 

И ещё:

 

«О детях закрытых хедеров (следует) организовать в следующую субботу (Именно в Субботу!-А.К.) заседание президиума всех еврейских (советских.А.К.) школ, для размещения детей в соответствующих школах». (Там же).

 

Впрочем хедеры там и сям ещё «всплывали».

Например, в докладе 1925 года «о работе еврейского сельсовета и еврейской деятельности в городе Сено (витебской области – А.К.)», говорится:

 

«Религиозное состояние:

Имеется 6 синагог… Религиозность падает, синагоги не ремонтируются. Посещают (синагоги) торговцы и старики. До сих пор имелись неофициальные скрытые хейдера, в последнее время вскрыты и полу (?) ликвидированы…» (Витебский партархив, фонд 120, опись1-а, дело 146)

 

С организованным, массовым обучением еврейских детей тысячелетней традиции было покончено. Росли поколения евреев, у которых полностью отсутствовала возможность духовной идентификации. Насыщенная духовностью еврейская жизнь была заменена культурным «просоветским» суррогатом на языке идиш, с которым тоже, впрочем, покончили через несколько лет, в конце тридцатых годов, незадолго до страшной войны, когда еврейское население Витебска было уничтожено, на этот раз - физически…

 

 

 

 

 

 

Теги: , история