Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Говорят, что если какую-нибудь чепуху повторять множество раз, она приживается в умах людей, если и не полностью, то на половину, а если не наполовину, то хотя бы чуть-чуть.
Но разум противится этому утверждению. С какой стати, человек серьёзно отнесётся к тому, чего нет на самом деле, отчего вдруг поверит лжи и зачем станет принимать всерьез домыслы, чьи бы они ни были.
Но вот вам пример. Пришли некие молодцы и стали говорить вещи непонятные и нелогичные, и, нате вам, упомянутое выше правило сработало, как по маслу. Я имею в виду лозунг о «справедливом распределении ноши». Кампания достигла своей цели, лозунг прижился и работает. Пусть даже в его основе лежит самая настоящая и бессовестная ложь, многие «понимают» его, и «верят» в него.
Да, - говорят они, качая головой, - действительно, нет равенства в несении тягот военной службы между теми, кто служит в армии и теми, кто изучает Тору. Впрочем, люди тут же оговариваются, и объясняют: да, равенства нет, но и изучение Торы - не менее, а то и более важная ноша, ведь постижение Торы и соблюдение заповедей – единственный и главный залог существования народа Израиля. Если бы не ученики ешив в каждом из поколений, про евреев, как народ, давно бы уже забыли.
И это, конечно же, верно. А некоторые даже прибавят, что как раз светским юношам на пороге взрослой жизни неплохо бы оказаться в ешиве, в качестве, так сказать, "ешивообязанных". Пусть бы поучили бы годика, эдак, два, Тору Израиля, основы веры и еврейскую этику, - только на пользу пошло бы. Хоть узнали бы, наконец, что же это такое, быть евреем, и каково его предназначение на этой земле.
И те, кто так говорит, опять-таки, конечно же, правы, это было бы замечательно. Ведь независимо от того, кто он, религиозный или светский, на всех еврейских юношах лежит обязанность жить и действовать, как полагается еврею.
Более того, нет никакого оправдания, что вся ноша народа Израиля, несомая из поколения в поколение, в наше время возложена на плечи тех немногих, кто ещё остался в Шатрах Торы. И это в тот час, когда большая часть еврейских молодых людей вращается в своём кругу, вообще без Торы и заповедей, ведя образ жизни чуждый и далёкий от Традиции Израиля. Что ж, всё это верно.
Однако, проблема в том, что, защищаясь и выставляя контрпретензии, пусть и справедливые, мы словно признаём «Они в чём-то правы, но и мы правы!» Правда же состоит в том, что их лозунги не только не верны, - они лживы и несправедливы, откуда не взгляни!
Поначалу они жаловались: «почему наши сыновья погибают, тогда как ваши лишь «умерщвляют» себя в шатрах Торы?»
На это был ответ, что более 80% солдат не служат в боевых частях, и вообще никогда не входят в контакт с врагом. Вероятность быть повреждёнными вражеским огнём у них не выше, чем у остальных граждан государства, и ноша их вовсе не равна ноше тех, кто действительно воюет.
На это они отвечают: «Это прерогатива армии. Военное командование должно определять, кому быть в боевых частях, а кому простым солдатом, и не вам это решать!» Тогда мы сказали: «Армия может решать всё, что ей угодно, но она не может изменить реальность, в которой существует неравное распределение опасности между солдатами боевых частей и служащими вспомогательных подразделений».
Не сумев доказать справедливость претензии о неравном распределении опасности, они меняют направление. «Однако, - говорят они, - каждый солдат жертвует три года своей жизни на благо государства, не работает, теряет немалые деньги, вот в этом и есть неравноправие!»
На это мы ответили: Во-первых, учащийся ешивы тоже не работает, и не три года, а много лет. И, учась в колеле, аврех также не может полноценно зарабатывать, и потому теряет огромные средства. Во-вторых, нынешнее положение, когда мобилизуют значительную часть юношей, совершенно неоправданно.
Нынешняя армия распространила свою деятельность на области совершенно ей не нужные. Вместо того чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности – защите государства от врагов, она занимается образованием, радио, прессой, общественными отношениями и ещё многими вещами, к безопасности государства никакого отношения не имеющими.
Вдобавок ко всему, армия затрудняется найти занятие и тем солдатам, которым и так делать нечего. Помимо военной формы и растраченных государственных средств на их содержание, никакой связи с безопасностью у них нет.
Вы можете, - говорим мы, - с лёгкостью отменить обязательный призыв в армию, превратив её в полноценную профессиональную боевую силу, как это уже, кстати, сделано в военно-воздушных и военно-морских войсках.
Пусть такой будет вся армия. Пусть люди добровольно служат, отыскав в армии источник существования и перспективу для продвижения по службе, как это делается во всех армиях западного мира.
Армия станет по-настоящему профессиональной, и не будет выглядеть, как отряды скучающих солдат, ждущих с нетерпением, когда их уже отпустят. Тогда бы все юноши, завершив среднее образование, могли бы осуществить свои планы, кто в учёбе, а кто в работе.
Если уж вы по своему свободному желанию собираетесь продолжить теперешнее состояние и насильно призывать на службу значительную часть вашей молодёжи, сохранив в целости затасканные лозунги типа «народная армия», подобно «демократиям» Северной Кореи, Кубы и иже с ними - это ваше право, хоть и сомнительное - ведь вы сковываете ваших детей и крадёте у них три года жизни.
Как бы там ни было, не вам выходить с претензией о «неравной ноше» к изучающим Тору, поскольку и ваших сыновей нет нужды призывать в армию насильно.
Да и сам гражданин Безопасность, то бишь Эхуд Барак, давно как заявил, что «государству нужна армия маленькая, профессиональная, умная и эффективная». Если сделаете так, сэкономите треть бюджета на оборону, не меньше 20 миллиардов шекелей, решив попутно проблему государственного долга.
Не смотря на то, что и самой армии известны все эти данности, а всевозможные внутренние комитеты дали подобные же рекомендации, политики и средства массовой информации продолжают без отдыха провозглашать сомнительный лозунг «равенство ноши», и общество верит в этот лозунг и поддаётся провокации против изучающих Тору.
К сожалению, невольно этой провокации поддаёмся и мы, и оправдываемся, приводя вполне законные доводы. Но, в том то и дело, что лозунг этот, от начала и до конца, - не обоснованная ничем ложь, и об этом мы также должны им сказать.
А если армия спросит, с каких это пор харедимные дают советы относительно армейской структуры, разве это их дело, и не лучше им помалкивать?!
Правильно, - ответим мы, - этому мы научились у вас. С тех пор, как вы стали считать себя специалистами по части ешив и изучающих Тору, - разве вы не позволили вы себе устанавливать, скольким гениям продолжать изучать Тору, а скольким призываться в армию, - так и мы станем спецами по военной части и посоветуем вам, как правильно выстроить армию.
Правда, в отличие от вас, непонимающих вообще, что значит Тора, и каково значение изучающих её, мы, да, знаем и понимаем, что такое армия, и советы, приведённые здесь верны и хороши, и вы сами это признаёте.
Так в чём же проблема? Почему вы не следуете этим советам? Да всё потому, что вам попросту удобно, чтобы нынешнее положение сохранялось неизменным. Этому есть множество причин, и о них – отдельный разговор. Что ж, продолжайте, но мы-то знаем, что лозунг ваш – ложь и демагогия, и не станем подыгрывать вам в этом нечистом деле.
По статье Раби Моше Карпа שליט"א, еженедельник «Ятед а-шавуа», недельная глава «Мишпатим», год 5773.
Теги: , Переводы, Оголтелый оптимизм