Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Любое добро злодеев – говорит раби Йоханан, - оборачивается злом для праведников», об этом Всевышний сказал во сне Лавану, нагонявшему Якова и его семью: «Остерегайся, чтобы не говорить Якову ни хорошего, ни плохого».[1] Ладно, предостеречь против злого – это можно понять, но почему доброе нельзя? А потому, что даже в хорошем, исходящем от злодея – дух нечистоты.[2]
Дерево, чьи плоды были запрещены Адаму и Хаве, называлось Дерево Познания Добра и Зла. Раби Пинхас бен Йяир отмечает, что это уже после того, как Человек отведал его плодов, однако раньше оно называлось попросту – Дерево. Но почему и здесь упоминается и Добро, и Зло. Всевышний предостерегает, чтобы от этого дерева не брать ничего, ни добра, ни зла. Как и в случае с Лаваном! Но почему бы не воспользоваться хорошим, отбросив плохое?
Дело вот в чём, - говорит раби Элияу Деслер,- любая вещь, укоренённая во зле, и дурная по своей сути, всё, даже свои добротные на первый взгляд плоды, наделяет дурной начинкой, ибо невозможно, чтобы ядовитый, дурной корень породил что-либо действительно доброе.
Потому так и называется – Дерево познания Добра и Зла, что даже блёстки святости в нём имеют дурное наполнение. Вкушая его плоды, человек неизбежно вместе с хорошим впитывает в себя и плохое.
Лаван а-арами, ненавидя Якова в глубине сердца, не мог говорить Якову вещи действительно добрые, и всё выглядящее приемлемым и хорошим в его устах несёт Якову беду. Ведь что бы ни исходило от Лавана, берёт начало из дурного корня – злого сердца.
Кроме того, в сердце Лавана прочно утвердилось стремление к духовному извращению – идолопоклонству, и неизбежно во всём, что Лаван скажет, окажется след этого жуткого порока, под какой бы привлекательной обёрткой он не скрывался.
Зло, укоренившееся в сердце, препятствует проникновению добру. Вот почему люди, имевшие несчастье впустить в сердце зло, глухи к увещеваниям. Чёрная точка в сердце отбрыкивается от него.
В наш век идеологий, то есть греховности сердца - העברה שבלב - этот фактор не даёт проникнуть в сердце истине. Нет никакой возможности направить таких людей на добрый путь увещеванием и укоризной.
Но есть другой способ помочь им. Они должны увидеть цельность духовного единения. Например, в единстве еврейской семьи – мужа, жены и их детей, - в стремлении служить Творцу; в духовном братстве Рава и ученика в изучении Торы. Всё это они должны увидеть сами. Только на примере других человек с укоренённым в сердце злом может ощутить свой тяжкий недуг и исправить его.
По книге «Михтав ми-Элияу» раби Элияу Деслера.
[1] Берешит, 31, 24
[2] Йевамот, 103,1-2
Теги: , Переводы, Еврейство, Немножко Торы