Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Вопрос этот - не просто научно-исторический. Отвечая на него, скрестили копья мудрецы прошлых поколений. Они пытались выяснить, вызвано ли это деление Законами Торы или источник его - в молчаливом согласии людей, как в эпоху, когда час был переменной величиной и рознился в зависимости от сезона, так и тогда, когда за основу был взят неизменный временной эталон под названием «час».
Когда-то световой день, также как и ночь, делился на двенадцать временных отрезков, в независимости от того сколько длится день или ночь. Получалось, что зимой продолжительность «дневного» часа была меньшей, чем «ночного». Летом же всё оказывалось наоборот. Дневные часы были длинными, а ночные - сокращались до минимума.
С появлением механизмов, отмеряющих время, сутки были поделены на двадцать четыре постоянных часа.
Так или иначе, нам до сих пор неизвестно, почему и когда сутки поделили именно на двадцать четыре части.
Гаон раби Йонатан Айбшиц считал, что час – изобретение древних астрономов. Своё мнение он обосновывает словами Гемары о том, что бейт дину, то есть суду, надлежит выяснять достоверность и надёжность свидетелей посредством семи расследований. Среди прочего следовало спросить, в каком именно часу произошло событие, о котором говорят свидетели.
Раби Айбшиц поясняет, что этот вопрос не вызван требованием Торы, да этого и не могло быть, поскольку деление суток на часы – вещь искусственная. Тора ограничивается делением и дня и ночи пополам – «хацот». Таким образом, по Торе, свидетелей достаточно было спросить, событие произошло в первой половине ночи-дня или во второй.
«Ор самэах» поддерживает это мнение и говорит: «Это всё удивительно и верно… понятие «двенадцати часов» не учится ни из пасука Торы, и не по устной цепочке от Моше на горе Синай, по которой переданы многие из Законов».
Наиболее интересное мнение приводит «Пней Йошуа». На его взгляд «тому, что мы делим сутки на двадцать четыре часа, не найти ясного основания в Письменной Торе, поскольку с большим основанием мы бы вывели из простого смысла стихов Торы, что день вкупе с ночью больше пристало бы делить на двенадцать часов, поскольку течение суток зависит от положения двенадцати созвездий – «мазалот». По этому мнению, если уж и делить сутки по Торе, то сделать нужно было бы так: день – шесть часов, и ночь – шесть часов!
И всё же, есть среди Мудрецов есть те, кто спорит со всем этим и говорит, что деление суток на двадцать четыре часа мы всё-таки учим из Торы.
«Хазон иш» пишет[1], что именно «Тора поделила полный день, сотканный из ночи и дня на двадцать четыре части, которые мы называем часами». Он обосновывает своё мнение тем, что часть секретов, относящихся к процедуре «ибур а-ходеш», - то есть добавления, в случае необходимости, дополнительного дня к числу дней в месяце, - переданных Моше на горе Синай[2], включают информацию, что средний временной промежуток между новолуниями составляет двадцать девять дней, двенадцать часов, сорок две минуты, три секунды и ещё треть секунды. В кратком изложении это выглядит так: 29 дней, 12 часов и ещё 793 частички из 1080, составляющих час.
Поскольку в еврейском календаре перемежаются 29-дневные месяцы с 30-дневными, то есть к каждому второму месяцу, как правило, прибавляется дополнительный день, мы видим, что деление суток на двадцать четыре часа было изначально включено в систему еврейского Закона.
Помимо этого, доказательством является то, как Гемара определяет по часам то, что происходило в шестой день Творения, и подытоживает, что «двенадцать часов был тот день».[3]
По материалам еженедельной брошюры "הדף היומי" , номер 687.
[1]ספר "שלום יהודה", מועד,סימן ה'
[2] Рош а-шана,25,1
[3] Санедрин,38,2
Теги: , Еврейство