Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Анализ души. Урок 7

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Анализ души»
Темы: Душа, Рав Хаим Бурштейн

Что такое «обрезанное сердце»? Почему разведчики, которых отправил в Святую Землю Моше-рабейну, испугались местных жителей? По какому признаку можно отличить человека более возвышенного?

 Седьмая лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Анализ души». На прошлой лекции рав Бурштейн начал рассказывать о принятии увещевания, которое является первым шагом к исправлению. На этом уроке – продолжение темы принятия увещевания.

Наши сердца хотят следовать тому пути, по которому мы идем. Наша задача – подчинить сердце нашему мышлению и не позволять ему работать автономно. Для этого Тора пишет о необходимости «обрезать» наши сердца, и это означает – с благодарностью принимать упреки и возлюбить увещевающих. Сердце – это «Я» человека, менять его, «обрезать», очень тяжело.

Принимать увещевание – это не только предписывающая, но и запрещающая заповедь, как сказано в Торе: «И не будьте жестоковыйными». Когда в сердце у человека нет гнили и гадости, он легко воспринимает увещевание извне – и наоборот. Проблема разведчиков, которых отправил Моше-рабейну в Землю Израиля, была в том, что сердце их не было пусто, там не было готовности положиться на Б-га, – поэтому они побоялись мощи кнаанцев.

Связанный с темой увещевания вопрос – как иудаизм относится к герам (прозелитам)? Обычно до финального экзамена и окунания будущим герам не мешает дурное побуждение, но после прохождения гиюра дурное побуждение сначала легко, потом – всё интенсивнее, начинает работать, включая ему программу лени.

Духовное состояние человека зависит от того, насколько он готов принять увещевание, потому что человек, как правило, не видит своих недостатков. И тогда человек может забрести очень далеко от Истины. Затормозить его может только мудрость, которая приходит извне.

Материалы по теме


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше