Маккавеи (на иврите «Макабим») — Хасмонеи (Хашмонаим), семья священнослужителей-коэнов, возглавившая восстание против насильственного насаждения эллинистической культуры в период греко-сирийского владычества в Земле Израиля.
Ивритское слово «Макаби» — аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний» (Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших, и так же прозвали Матитьяу Хашмоная и пятерых его сыновей — Шимона, Йоханана, Йеуду, Йонатана и Элазара. Также слово «макаби» означает «молот» (см. ниже).
В ходе восстания Маккавеи заняли Иерусалим и возобновили службу в Храме. В честь произошедшего при этом чуда с горением масла Храмового светильника был установлен праздник Ханука. Представители семьи основали династию Хасмонеев — царей, правивших в Иудее более 200 лет.
Оглавление
Земля Израиля под властью эллинистической Сирии [↑]
В 3390 году (370 г. до н.э.) евреи вернулись из Вавилонского плена и постепенно отстроили Второй Храм. Земля Израиля входила тогда в состав Персидской империи.
В 3428 году (332 г. до н.э.) Персию побеждает Александр Македонский, который, как рассказывает Агада, с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений.
После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.
Эллинизм. Правление Антиоха IV Эпифана. [↑]
В странах, завоеванных Александром Македонским, распространился эллинизм (от слова Эллада — Греция) — мировоззрение и культура, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Насаждались занятия гимнастикой, устраивались фестивали разнузданных танцев, повсеместным стало поклонение греческим божествам. Завоеванные народы охотно восприняли греческий образ жизни. Среди евреев также нашлись его сторонники. Их называли «митъявним» — т.е. уподобившиеся грекам, эллинисты. Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.
Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист.
В 3593 году (167 г. до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там греческого идола и принеся ему жертву.
Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, делал обрезание своим сыновьям, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.
Восстание в Модиине [↑]
Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана.
Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник.
Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы.
Матитьяу призвал всех верных Торе евреев присоединиться к нему. Его лозунгом стал призыв Моше покарать виновных в грехе Золотого тельца: «Ми ле-а-Шем — элай» («Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!» — см. Шмот, 32:26).
Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат.
Когда Матитьяу почувствовал приближение смерти, он поручил военное руководство своему сыну Иеуде, обладавшему выдающимися способностями
полководца. Иеуду, а впоследствии и всю его семью прозвали Макаби (Маккавей) — «молот». Кроме того, как сказано выше, «Макаби» — это также аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний»(Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших.
Победы Маккавеев и чудо Хануки. [↑]
К отряду Иеуды Маккавея присоединялось все больше людей. Маккавеи начали вступать в открытые сражения с сирийцами и всякий раз чудесным образом одерживали победы — силы врага во много раз превосходили их численностью.
Через три года дороги Иудеи, наконец, были освобождены. Евреи подошли к Иерусалиму.
Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник, т.к. старый был уже непригоден, и 25 Кислева 3596 года (164 год до н.э.) освятили его, т.е. в первый раз принесли на нем жертвы. Освящение на иврите «ханука» — отсюда название праздника Ханука.
Золотой семисвечник, стоявший прежде в Храме, был украден. Вместо него изготовили железную менору. Когда захотели ее зажечь, не оказалось достаточного количества чистого масла — нашли только маленький кувшинчик с печатью первосвященника Йоханана. Этого масла должно было хватить только на один день, но произошло чудо: оно горело восемь дней, пока не приготовили новое чистое масло (семь дней требовалось для исполнения ритуала храмового очищения, и еще один день — на приготовление масла).
В память о чуде мудрецы постановили каждый год в течение восьми дней, начиная с 25 Кислева, праздновать Хануку, зажигая огни и восхваляя Создателя.
Воспоминание о Маккавеях в молитвах Хануки [↑]
В память о чудесных победах, посланных Вс-вышним через Маккавеев, в молитвах «Шмонэ эсрэ» (основной еврейской молитве) и послеобеденной молитве «Биркат а-мазон» в дни Хануки читают специальную вставку «Аль а-нисим»(«За чудеса») — благодарность «за чудеса, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за войны, которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года)…».
В дни Хануки мы также прославляем и благодарим Вс-вышнего, читая в утренней молитве «Шахарит» полный «Алель» (псалмы, восхваляющие Б-га). А траурные отрывки — Таханун, «Б-г долготерпеливый», «Начальнику хора» и «Долготерпеливость Твоя» — принято пропускать.
В утренней молитве в Хануку читают специальные отрывки из Торы, рассказывающие об освящении жертвенника в Мишкане (о принесении жертв главами каждого колена), а в последний день Хануки — также об изготовлении семисвечника-меноры (Бамидбар, 7:1—8:4).
Династия Хасмонеев после Хануки [↑]
Через четыре года после Хануки, в 3600 году (160 г. до н.э.) Иеуда Макаби погиб в бою. Его братья Йонатан и Шимон продолжали войну.
Йонатан воспользовался борьбой за власть между различными селевкидскими правителями, и один из них назначил его первосвященником. Впоследствии Йонатан был захвачен и убит сирийцами. Первосвященником и правителем стал Шимон, которому удалось полностью изгнать сирийцев из страны.
В 3625 году (135 г.) до н. э. Шимон и два его сына, Матитьяу и Йеуда, были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона. Третьему сыну Шимона, Йоханану Гиркану, удалось одержать верх в борьбе за власть. Он правил до 3656 года (104 г. до н.э.) и значительно расширил границы Хасмонейского государства.
В конце своего правления Йоханан Гиркан принял сторону цдуким (саддукеев), которые отрицали Устную Тору, понимая то, что написано в Торе, буквально.
Сын Йоханана Йеуда Аристобул (3656-3657 гг. / 104—103 гг. до н.э.) стал первым правителем Хасмонейской династии, который объявил себя царем.
При его брате Александре Янае еще более углубился конфликт Хасмонеев с прушим (фарисеями) — евреями, которые, в отличии от цдуким, полностью соблюдали Тору. Царь начал преследовать еврейских мудрецов.
После смерти Александра Яная власть перешла к его жене Шломцион (3684-3693 гг. / 76—67 гг. до н.э.), сестре мудреца Шимона бен Шатаха. При ней было восстановлено судебное и религиозное руководство мудрецов.
После смерти царицы Шломцион началась междоусобная война между ее сыновьями, Гирканом и Аристобулом. В 3697 году (63 г. до н.э.) обе стороны обратились за помощью к римскому полководцу Помпею, и тот воспользовался этим, чтобы подчинить Иудею Риму. Римляне оставили за Гирканом титул первосвященника, но упразднили царскую власть и отторгли значительные территории от бывшего Хасмонейского царства.
В окружении Гиркана большим влиянием стали пользоваться эдумей Антипатр и его сын Гордус (Ирод).
В последующие годы было несколько неудачных восстаний против римлян, возглавляемых Аристобулом и его сыном Александром. Последнюю попытку восстановить прежнее величие Хасмонейской династии предпринял сын Аристобула Матитьяу Антигон. Воспользовавшись враждой парфян с Римом и овладев с их помощью Иерусалимом, он стал царем и первосвященником. Но ненадолго.
Трагический конец династии Хасмонеев [↑]
В 3723 году (37 г. до н. э.) римские войска взяли Иерусалим после длительной осады. Матитьяу Антигон был казнен, и римляне возвели на престол Ирода.
Желая, чтобы евреи относились к нему как к законному царю, Ирод решил породниться с династией Хасмонеев и женился на Мирьям, внучке Гиркана. Через несколько лет Мирьям была казнена по приказу Ирода. Он убил также ее брата, деда и мать.
В конце концов, из рода Хашмонеев в живых осталась лишь одна молодая женщина, на которой Ирод решил жениться. Но она, чтобы избежать этой участи, покончила жизнь самоубийством.
Уничтожение династии Хасмонеев было наказанием за то, что члены этой семьи, будучи коэнами (священнослужителями), присвоили себе царскую власть и не хотели отдавать ее потомкам царя Давида, которым она принадлежит по праву.