Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У каждого человека есть своя страсть и там, где она сильнее всего, его возможность обрести Б-жественное благословение максимальна»Рав Цадок а-Коэн, книга “Цидкат а-Цадик” 181

Почему люди могут убивать, а воскрешать не могут?

Темы: Воскрешение из мертвых, Цель творения, Смысл жизни, Будущий мир, Убийство, Смерть, Жизнь

Отложить Отложено

Шалом! Почему Бог допускает, чтобы люди убивали друг друга, но не допускает, чтобы люди воскрешали друг друга? По-моему, здесь перекос в чашах весов. С уважением, Давид

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Давид!

Вы задаете интересный вопрос.

На первый взгляд, действительно: почему людям дано совершить высшее зло — убийство, но не высшее добро — воскрешение?

Начнем с того, что в какой-то мере «воскрешение» совершить все-таки дано. Если наступила смерть биологическая, то уже не поможешь, но если смерть только клиническая, то еще возможно возвращение человека к жизни, и, разумеется, тот, кто это сделает, совершит великое добро и удостоится соответствующей награды.

Равно как и во всех случаях, когда естественным образом человек или находится при смерти, или обречен на смерть, а кто-то вмешивается доступными физическими способами (или оплачивает это, если релевантно) и спасает ему жизнь.

Спасением жизни занимаются многие люди, прежде всего врачи, конечно, но и спасатели, пожарные, и, в зависимости от контекста, представители других профессий тоже.

Если же наш вопрос — почему нельзя воскрешать совершенно мертвых, то тут, хотя идея и звучит заманчиво, на самом деле, если задумаемся, поймем, что так не обязательно было бы лучше.

По простой причине. Ведь если есть возможность воскрешать мертвых, то воскрешать станут всех! Каждый человек — чей-то родственник или друг, и если есть возможность оставить его в живых, как можно отказаться! А если и ничей не родственник и не друг, обязательно найдется кто-то добрый и поможет. Как и в случае болезни или угрозы для жизни в нашем реальном мире.

Но вот Гитлера и ему подобных никто не станет воскрешать! И останутся в мире только хорошие люди, а не плохие!

А вы уверены? Даже если отставим в сторону тот факт, что большинство людей трудно однозначно определить как хороших или плохих, у таких, как Гитлер, тоже найдутся родные и близкие или единомышленники, кто-то вполне сможет захотеть.

В этом отличие воскрешения от убийства. Последнее — тяжкий грех, и большинство людей на это не пойдет. Поэтому наличие такой возможности не приведет к тому, что все друг друга перебьют. Но воскрешение было бы великим добром, и при возможности воскрешали бы всех. И так все жили бы э-э-э… вечно?

Нет, это было бы вовсе не здорово, а привело бы к потере самого смысла жизни.

Ведь цель человеческой жизни в этом мире — не райское блаженство (которого всё равно практически никогда не бывает, даже при «хорошей» жизни), а работа. В этом мире — трудимся, выполняем задачи, боремся с препятствиями, проходим через испытания, в которых нам дано выбирать между добром и злом. А в Будущем мире — получаем награду за правильный выбор и наказание за неправильный.

Поэтому. Вечная жизнь в нашем мире — это вечное пребывание на работе и вечное откладывание получения зарплаты! Теперь желающие есть?

Более того, даже те блага, которые в этой жизни всё-таки есть, ценны только тогда, когда возможность их получить ограничена! Спешим насладиться, потому что знаем: потом, может, и не успеем. А если будем жить вечно, всегда успеем, некуда спешить. Да и само наслаждение притупится, оно ценно именно тем, что ограничено. Как драгоценные металлы — тем, что трудно достать.

И так — со всеми благами жизни, да и вообще со всем, что надо сделать. Если получение удовольствий можем откладывать, тем более можем откладывать выполнение обязанностей. Сроки поджимают? Какие сроки? Никто никуда не торопится. Все живут вечно, и можно откладывать всё!

Именно так происходит по закону Паркинсона: работа занимает всё время, которое на нее выделено. Если время ограничено, спешим, чтобы успеть к сроку, а если еще есть время, то расслабляемся, можно не спешить, — и в результате успеваем не больше, чем в первом случае. А если жизнь бесконечна, то бесконечными станут и сроки, и тогда не будет сделано ничего! И вся эта вечная жизнь совершенно утратит смысл.

Кстати, если всех умерших можно будет спасти, то и рожать перестанут. Ведь рожать и воспитывать детей трудно, а почему люди на это идут? А потому, что волнуются о том, что будет после них. Надо позаботиться о потомстве, о нашем продолжении, ибо сами мы не вечны. Но если можно будет всех воскрешать, то таки станем вечны! И зачем тогда рожать и воспитать новых? Только помешают нам вечно жить и наслаждаться.

Таким образом, на самом деле подобная возможность полностью изменит мир, в котором мы живем, — и не в лучшую сторону. Полностью отменит смысл всей жизни в этом мире.

Возвращать людей к жизни, чтобы временно продлить эту жизнь, — да. Это увеличит их возможность заработать награду. Но бесконечно отодвигать конец — нет. Потом Б-г действительно совершит воскрешение мертвых — но уже для Будущего мира, который действительно будет совсем другим и в котором будем именно что вечно блаженствовать и не трудиться, рождая и воспитывая. Но тогда и мы будем совсем другими, созданными именно для того вечного блаженства и способными его принять.

А пока что мы в этом мире. Да, он весьма неидеален. Но именно своей неидеальностью он предоставляет нам идеальные возможности.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше