Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Йехезкель»
Темы: Филистимляне, Идолопоклонство, Пророки, Ковчег Завета, Рав Хаим Бурштейн, Книга Йехезкель
Русалка — божество филистимлян. Колодцы в пустыне. Ковчег Завета и русалка в Ашдоде. Золотые мыши в подземелье Иерусалимского Храма
Лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Пророк Йехезкель». Завершается изучение 25-й главы, во второй половине которой идет речь про филистимлян – некий древний народ, который проживал на земле Израиля от сектора Газа на юг. Они пропали с карты мира в период перехода к Римской эпохе, об этом шла речь на прошлом занятии.
Пророк Йехезкель говорит о том, что Вс-вышний будет мстить филистимлянам. За что? Это был сильный и продвинутый народ. Они отменили монархию, у них было гражданское общество, высокие технологии, они научились обрабатывать железную руду. У них не было никакой расовой дискриминации. Почему же они бесследно пропали?
Конфликт с филистимлянами – концептуальный. С ними конфликтовал еще наш праотец Ицхак. Он поселился среди этого народа для того, чтобы привести их к вере в Единого Б-га. И при том, что филистимляне, народ необрезанный, видели особое отношение Вс-вышнего к Ицхаку, они завидовали ему и поэтому засыпали колодцы, выкопанные его отцом Авраамом, землёй. В этом тексте нужно увидеть больше, чем поверхностный смысл. Колодец – это символ Торы, а колодцы необходимы для оживления мироздания. Филистимляне же делали всё для того, чтобы Торы в мире не было. Когда Ицхак снова раскапывал колодцы (то есть вновь приносил в мир Тору), филистимляне начинали спорить с ним, утверждая, что их духовность ничем не хуже.
Талмуд называет филистимлян насмешниками. Насмешник, по мнению мудрецов, – этот тот, чей щит смазан маслом. Когда человек укрывается обычным щитом от увещеваний, стрела, конечно, не может пробить щит, но всё же оставляет на нем царапину. И после множества увещеваний, бьющих в одну точку щита, до человека наконец удается достучаться. Если же щит смазан маслом, стрелы соскальзывают, не причиняя щиту никакого ущерба. Итак, концепция насмешника: он всегда умеет отразить любое увещевание, обратив внимание не на его суть, а на какую-то его второстепенную деталь – и в конечном итоге, вся суть нивелируется насмешником. Таковы были филистимляне, насмехающиеся над самой идеей Б-га. Филистимлян называют необрезанными, но не только в физическом смысле. Главная их черта – неприятие любого Завета с Б-гом, неприятие любых обязательств по отношению к Творцу. Их идеология: человек – вершина всему, никому служить не нужно, а идолы нужны, чтобы приносить пользу.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Книга Берешит»