Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Китай и евреи

Евреи впервые попали в Китай около полутора тысяч лет назад, но свою главную роль в нашей истории Китай сыграл тогда, когда стал временным прибежищем для тысяч евреев, бежавших от нацистов.

Оглавление

Кто такие китайцы? [↑]

Поскольку мы в Хумаше встречаем упоминание о народе «сини», что на современном иврите означает «китаец», можно было бы поспешно предположить, что китайцы произошли от Хама, так как сказано: «а Кнаан [сын Хама] породил … Сини» )Берешит, 10:17).

Но рабейну Бехае опровергает такое мнение. Скорее всего, Сини — это один из народов, проживавших либо на Земле Израиля, либо где-то в районе реки Эфрат, но вскоре называвшийся уже другим именем. Возможно, часть этого народа действительно ушла на восток — в нынешний Китай. Но если это не так, то, скорее всего, китайцы — потомки Шема. Единого мнения по этому вопросу нет.

Евреи в средневековом Китае [↑]

Сравнивая записи разных путешественников, можно прийти к выводу, что первые евреи переселились в Китай из Индии не позже V-го века н.э., а в IX-м веке н.э. в Китай прибыла новая еврейская колония. Во времена Марко Поло (конец XIII-го века н.э.) в Китае уже отмечается значительное торговое и политическое влияние евреев.

В течение всего средневековья европейские евреи не подозревали о существовании еврейских общин в Китае, а тем временем, в городе Кай-Фын-Фу католические миссионеры в XVII-м веке н.э. обнаружили довольно большую еврейскую общину, численностью 500-600 человек, с древней синагогой, со Свитками Торы, молитвенниками и другими свидетельствами того, что некогда здесь велась полноценная еврейская жизнь.

Надо сказать, что около XIV-го века н.э. Кай-Фын-Фу был главным городом Китая. Пока евреи Китая пользовались покровительством императора в качестве выдающихся коммерсантов, они прибегали к услугам персидских евреев, снабжавших их всем необходимым для религиозного воспитания. Когда же в виду их упадка как в политическом, так и в торговом значении, прерваны были сношения с Западом, евреи постепенно обеднели и потеряли свои обычаи и традиции.

Только личные имена и названия некоторых праздников общины Кай-Фын-Фу остались еврейскими. Читать на иврите они разучились, раввин их давно умер, жили они в страшной бедности, стали жениться на китаянках, и, хотя продолжали делать мальчикам обрезание, но об истоках этого обычая уже никто не помнил.

Интересно, что во дворе синагоги в Кай-Фын-Фу имелось особое отделение для осмотра мяса с приспособлениями для извлечения неразрешённых в пищу жил. Китайцы были так поражены этим установлением, что назвали евреев «выдергивателями жил». В синагоге китайские обычаи соседствовали с еврейскими. Например, приносились в жертву воскурения патриархам (Аврааму, Моше, сыновьям Яакова…). И вообще, все, что связано с памятью предков, было перенято у китайцев и вплетено в богослужения. Субботу евреи этой общины соблюдали, а о кашруте имели весьма размытые представления. Несмотря на то, что эти евреи были так далеки от своей традиции, миссионерам, тем не менее, не удалось эту общину покрестить — им не позволило этого сделать китайское правительство.

Евреи в Шанхае и Харбине на рубеже 19-20 веков

Первые евреи появились в Шанхае в 1850-м году, когда стали переселяться туда из Индии. Община составилась из азиатских, немецких и русских евреев. В начале 1870-х годов было нанято помещение для молитвенных собраний. Были постепенно созданы благотворительное общество, талмуд-тора, сионистская организация, стала издаваться еврейская газета. В начале 20-го века Шанхайская община насчитывала около 500 евреев.

Еврейская община в Маньчжурии образовалась в начале 20-го века вдоль Китайско-Восточной железной дороги, которая была первым серьезным предприятием российских, в том числе сибирских, евреев в Китае. Во время русско-японской войны здесь, особенно в городе Харбине, осели многие еврейские солдаты и снабженцы русской армии, способствовавшие развитию торговли в этом крае. Они основали фабрики соевого масла, мельницы и другие предприятия, участвовали в добыче угля и леса.

Тысячи восточноевропейских евреев хлынули в Китай после Октябрьской революции 1917-го года. Они обосновались преимущественно в Харбине, Шанхае, а также в некоторых других городах. Харбинская еврейская община достигла численности 12 тыс. человек и создала немало газет, журналов, синагог, еврейских учебных заведений, сионистских организаций.

План «Фугу» и японская оккупация [↑]

План «Фугу» — это неосуществлённый японский план по созданию еврейской автономии в Маньчжурии и в Шанхае. Он был разработан японцами ещё в 1934 году и предусматривал расселение в Маньчжурии сначала 18-50 тысяч евреев (преимущественно немецких); впоследствии планировалось разместить 600 тысяч или миллион евреев.

Одной из важных причин свёртывания плана «Фугу» послужил тот факт, что, к разочарованию японцев, большинство еврейских беженцев, которые бежали из Европы в Японию и Китай, были очень бедными, ведь всё их имущество было украдено нацистами. Эти евреи сами жили на помощь из Америки, и не могли, конечно, вкладывать крупные деньги в Японию, на что рассчитывали японцы. С 1933 г. эмигрировали, в основном, квалифицированные специалисты, а к 1938-39 гг. — шел уже целый поток беженцев, в большинстве своем немецких евреев, а также евреев из Польши, Чехословакии, Румынии и других стран.

После атаки на Перл-Харбор в декабре 1941-го года и включения США во Вторую Мировую войну, японцы окончательно отказались от осуществления переселения евреев.

В ходе японо-китайской войны Шанхай был оккупирован японцами в августе 1937-го года. Первые годы евреи продолжали жить в разных районах города. В 1942 году в Шанхай из Японии прибыл руководитель отделения гестапо полковник Йозеф Мейсингер и предложил властям приступить к «окончательному решению еврейского вопроса». Однако общая точка зрения на этот «вопрос» так и не была выработана, японские власти только создали особый район для проживания «беспаспортных беженцев». В этом районе провели годы войны около 16 тысяч беженцев, испытавших голод, болезни, нищету и репрессии.

Праведники народов мира [↑]

В марте 1938 года Австрия была аннексирована фашистской Германией. Нацисты делали всё возможное, чтобы выслать евреев. Для этого требовалось, фактически, только наличие выездных виз и свидетельств об оплате расходов по переезду. Однако евреев никто не хотел принимать. Генеральный же консул Китайской Республики в Австрии Фэншань Хэ выдал несколько тысяч виз на въезд в свою страну всем евреям, пожелавшим туда перебраться. Он скончался в США в 1997 году, так и не узнав о судьбах тех, кого спас. Лишь в 2001 году он посмертно был признан Праведником Мира, «Китайским Шиндлером».

Другой праведник, японский дипломат Тиуне Сугихара, служивший вице-консулом в Каунасе, в течение месяца лично выписывал транзитные японские визы для нескольких тысяч евреев. По этим визам беженцы пересекали советскую границу и ехали через СССР во Владивосток, где садились на японские пароходы и отправлялись в Японию. Большинство из них было отправлено японцами в Шанхай, где они благополучно пережили войну. Часть выехала в другие страны тихоокеанского региона или осталась в Японии.

Шанхай стал единственным городом в мире, безусловно открытым на тот момент для евреев — жертв Холокоста. С 1933 по 1941 год в Шанхай приехало около 20 тысяч беженцев из стран Европы.

Другими словами, Китай спас больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия и Индия, вместе взятые!

Чудесное спасение ешивы «Мир»[↑]

Японский дипломат Тиуне Сугихара и не подозревал, что окажется одним из звеньев цепи чудесных событий, повлиявший на развитие еврейской духовности в дальнейшем. Ведь по выписанным им визам были спасены более 400 учеников ешивы «Мир», а также ученики других восточноевропейских ешив.

Чтобы понять, чем являлась ешива «Мир» к началу Катастрофы, приведем воспоминание одного из ее учеников, выдающегося наставника движения «Мусар» рава Шломо Вольбе: «Я увидел там людей невероятного масштаба и цельности: глубина мысли, совершенство качеств характера, чудесные поступки, забота о ближних и обо всей общине Израиля. Прежде я даже не представлял, что люди способны достигать подобного совершенства».

К моменту вторжения немцев в Польшу ешива успела перебраться в Литву и, получив транзитные визы, руководители ешивы и ее ученики проследовали через Москву во Владивосток и оттуда во вражескую Японию. Из Владивостокского порта они отплыли на ветхом японском суденышке «Амакуза Мару», сопровождаемом советскими военными крейсерами.

«Отплывая от советского берега, мы еще не верили в счастливое избавление, — вспоминал рав Шмулевич в своей книге “Беседы об этике”. — Все сидели молча: боялись поднять глаза, боялись выдать свои чувства. Наконец, мы достигли нейтральных вод; военные корабли повернули назад и стали удаляться. В это мгновение из наших уст вырвался крик: “Мы спасены!” — и все запели».

Почему союзник Германии Япония не уничтожила евреев, а переселила их в Шанхай? Загадка. Те иностранные беженцы, которых оставили в Японии, после Перл-Харбора были попросту согнаны в лагеря для интернированных, а евреям удалось уцелеть, и среди них — величайшим мудрецам Торы: одному из руководителей ешивы «Мир» Хаиму Лейбу Шмулевичу, духовному руководителю ешивы в Шанхае раву Ехезкелю Левинштейну, раву Шмуэлю Биренбауму, раву Аббе Мордехаю Берману и другим.

Ешива «Мир» в Шанхае разместилась в местной синагоге «Бейт Аарон» в самом центре шанхайского порта и района деловых зданий. Двухэтажное здание, обставленное прекрасной мебелью, помимо синагоги, вмещало учебные помещения, рассчитанные на несколько сотен человек, а также оборудованную столовую. Пятнадцать лет простояло оно в запустении. В синагоге собирались на молитвы лишь несколько стариков; классы пустовали. И вот летом 1941 года это здание заполнили сотни изгнанников, и вскоре начался учебный год.

Это здание было как будто специально подготовлено для ешивы и имело все необходимое для жизни и учебы, хотя тот богатый еврей, который построил ее в 1925 году, понятия не имел, какой должна быть ешива, и был далек от Торы. Он наполнил ее книгами и утверждал, что евреи обязательно приедут сюда.

И вот почти на пять лет «Бейт Аарон» стал одним из центров еврейской мысли и образования. То были самые плодотворные годы в изучении Торы, оставившие глубокий след в каждом, кто здесь занимался. В то время как в Европе полыхало пламя войны, разрушившее целый мир Торы, ученики ешивы «Мир» в Шанхае интенсивно изучали еврейскую мудрость, готовясь, как впоследствии окажется, восстанавливать разрушенное. Многие раввины и будущие лидеры американских общин в огромной мере обязаны своим духовным развитием именно годам учебы в Китае.

Рав Хаим Шмулевич был гаоном (ярким талантом) не только в области Талмуда, но также гениальным учителем еврейской нравственности, мусара. Его «Беседы», выдержавшие несколько изданий, широко разошлись по всем общинам мира, формируя характеры учеников ешив нескольких поколений.

В изучение Торы в Шанхае внесли большой вклад представители еще двух ешив — Любавичской и Люблинской. Они строили обучение на основе хасидской традиции, а потому студенты обеих этих ешив жили и занимались отдельно.

В Шанхае не только продолжалась учеба Торы, но и печатались священные книги — новым печатным способом, который тогда появился в Китае. Из отдельных изданий, сохранившихся после путешествия из Европы в Азию, были напечатаны целые серии необходимых для учения текстов, в том числе и некоторые трактаты Талмуда. Так впервые в еврейской истории появились книги с легендарной надписью на титульном листе: «Напечатано в Китае».

Вскоре война вступила в новую фазу. Всем было очевидно, что следует ожидать скорого вторжения американцев в Японию, и что Шанхай будет первой целью американцев. Если ему удастся выстоять, это станет поворотным моментом в войне и решит ее исход, как решила исход Великой Отечественной войны Сталинградская битва. Японцы начали укреплять Шанхай.

В атмосфере постоянного страха, ночных бомбежек и рева самолетов синагога стала последним прибежищем евреев, где они молились и надеялись на чудо. И действительно, многие евреи выжили только чудом.

Тем временем религиозная еврейская община, и прежде всего ее лидеры, искали возможность спасения из Шанхая. Был, в частности, разработан план побега на север страны. Однако руководство самой сплоченной группы — ешивы «Мир» — усматривало в этом плане слишком большой риск: в пути евреев постоянно поджидала бы опасность нападения воинственных племен или бродяг-туземцев из пустынных районов Китая.
Было решено оставаться всем на месте и ждать проявления Б-жественного Милосердия.

Это решение оказалось верным: атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, остановила войну и, тем самым, спасла жизни многим будущим лидерам мирового еврейства.

После войны ешива «Мир» была восстановлена в Израиле и в Америке, а ее ученики стали учителями целого поколения осиротевших евреев. Из этой избежавшей уничтожения общины польских и литовских евреев вышло немало мудрецов и руководителей ешив: знаменитый автор «Алей Шур» рав Шломо Вольбе, глава Лондонского бейт-дина Ехезкель Абрамский, духовный руководитель русского еврейства рав Бенцион Зильбер, руководитель ешивы «Тора Ор» в Иерусалиме рав Пинхас Шайнберг и многие, многие другие.

Чудесное спасение ешивы «Мир», в которой сейчас учатся несколько тысяч человек, наряду с частично спасшимися другими ешивами, было Б-жественным средством для перенесения вечной Торы с одного континента на другой, туда, где должна была начаться новая эра еврейского возрождения.

Рав Хаим Шмулевич после войны поднялся в Иерусалим, где руководил ешивой «Мир» до самой своей кончины в 1978 году.

Рав Шмуэль Биренбаум переехал в Нью-Йорк и в 1964-м году, после кончины своего тестя, рава Авраама Калмановича, принял руководство ешивой «Мир» в Бруклине. Он жил крайне скромно, но находил время и средства помогать другим. До самой своей кончины в 2008 году рав Биренбаум давал уроки Торы, несмотря на тяжелую болезнь.

«Китайские евреи» после войны [↑]

В 1945—46 гг. Харбин был оккупирован советской армией, еврейские общественные организации закрыты, а лидеры еврейской общины депортированы в советские концлагеря. Естественно, остальные стремились при первой же возможности покинуть страну. Одни вернулись в Европу, другие уехали в США, Канаду, реже — в Австралию и Латинскую Америку.

Под нажимом советских представителей в Харбине некоторая часть евреев-выходцев из России вернулась в Советский Союз.

Некоторые евреи из Харбина переселились в Израиль и стали жить в Гиват-Ольге, в мошаве Амикам и Кфар-Таворе. 50 семей из Шанхая основали компактный «шанхайский квартал» в районе Рамат-ха-Хаяль в северном Тель-Авиве.

В 1951 году в Израиле была создана Ассоциация выходцев из Китая, действующая по сей день. Ассоциация издает журнал «Бюллетень игуд йоцей Син» на трех языках: русском, иврите и английском; выделяет стипендии студентам — детям репатриантов из Китая.

Годы правления Мао Цзедуна были отмечены таким крайним антисемитизмом, что к 1972 г. во всем Китае остался 21 еврей: 15 человек в Шанхае и 6 — в Харбине.

Евреи в Китае в наши дни

В последнее время Китай снова стал заселяться евреями. Появились новые общины в Пекине, Шанхае и Гонконге, с синагогами и кошерными магазинами.

Выводить материалы

Бамбуковая колыбель 5. Девочку не будут звать «Нефритовый Лед»!

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Бамбуковая колыбель 9. Ввезти ребенка в Соединенные Штаты непросто!

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Рассказывая за ужином о разочаровывающих результатах утреннего визита в посольство, я видел, как Барбара изо всех сил старается скрыть свое огорчение

Бамбуковая колыбель 22. Еврейский центр в Тайпее

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Многоязыкий говор, наполнявший зал, почти сразу стих, когда началась симфония религиозной службы, слившая бесчисленные языки рассеяния в единый язык еврейской литургии — иврит.

Бамбуковая колыбель 32. Еврейская школа

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Ознакомившись с постановлением суда об интеграции в школах, родители-евреи получили на выбор три различные воспитательные возможности.