Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Чтобы утверждение считалось лашон а-ра (а следовательно, попадало под запрет), необязательно упоминать чье-либо конкретное имя. Если слушатель может догадаться, на кого направлен намек, т. е. последний достаточно прозрачен, — перед нами лашон а-ра! Согласитесь, если рассказчик артистичен и умело имитирует (даже невольно) манеру говорить, жесты, речевые особенности человека, о котором он рассказывает, если он цитирует характерные для того выражения, это может помочь окружающим легко догадаться, о ком идет речь.
Самое лучшее — полностью воздерживаться от каких-либо пренебрежительных и едких замечаний. Даже если мы считаем, будто говорим о человеке, незнакомом нашим слушателям, что у них нет возможности догадаться, о ком идет разговор, — мы можем ошибиться, ибо мир, как известно, тесен.
«Конечно, только один человек, которого мы знаем, способен на такое».
Кто отворачивается и не дает милостыню — как бы поклоняется идолам (Ктубот 68а). И называется человеком никчемным, злоумышленником, жестоким и грешником. Никчемный; как сказано: «Остерегайся, дабы не возникло у тебя никчемной мысли, чтобы думать: “приближается седьмой год, год прощения долгов”, и пожалеешь нищему брату твоему, и ты не подашь ему» (Дварим 15; 9). Жестокий; как написано: «И жалость злодеев — жестокость» (Мишлей 12; 10). Он отрицает свое происхождение от Авраама, Ицхака и Яакова, ибо они были милосердными; он — из потомков народов, которые жестоки, как сказано: «Жестоки они и не пожалеют» (Ирмия 50; 42). А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).