Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Непобедимый Александр Македонский, подъезжая во главе своего войска к Иерусалиму, вдруг спешился и на глазах изумленных греческих воинов поклонился главе еврейской делегации. Это был первосвященник Шимон а-Цадик (ум. около 312 г. до н. э.), прозванный Праведником за свои исключительные добродетели, он был связующим звеном передачи Торы от пророков к мудрецам. Завоеватель объяснил свой поступок тем, что видит во сне образ этого старца перед победными сражениями. Шимон а-Цадик умер 29 тишрея.
Если человек делится с нами совершенным им грехом, запрещено рассказывать об этом другим людям. Но, как мы только что выяснили, если он сообщает о своих оплошностях в кругу трех или более человек, мы можем рассказать о них, соблюдая необходимые условия. Однако даже при соблюдении всех условий запрещено рассказывать о чужих грехах с целью унизить этого человека.
Мало того, что ленивый не достигнет знания Торы, поскольку не занимается ею как следует, — из-за лени своей он выдумывает ошибочные суждения. Ибо ленивый объявляет разрешенной свою лень, говоря: «Телу полезно отдыхать, дабы оно укрепилось. Ибо если у человека есть силы, он может многое сделать».
Лентяй слушает пустые разговоры, говоря, что от этого он умнеет, — таким образом, лень приводит к тому, что он ищет доказательства того, что, отлынивая от учебы, он исполняет заповедь. Это верно, что полезно отдыхать, чтобы набраться сил или услышать нечто разумное и остроумное для подготовки к продолжению занятий. Но это сказано о таком человеке, который расторопно и как следует занимается Учением, ибо силы человека не силы камня, человек не железный, а кости его не из меди, — он не может постоянно быть в напряжении учебы, и потребно ему время от времени отдыхать и набираться сил. Но, соглашаясь с этой мыслью, лентяй стремится к ней настолько, что совсем не учится. И к каждой заповеди, исполнение которой требует усилий, он найдет объяснение, согласно своей лени, почему не следует исполнять эту заповедь. Кратко говоря, все свои суждения лентяй направляет по своей лени.