Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Внутренняя суть лашон а-ра
Хотя большинство евреев в целом знают, что Тора запрещает лашон а-ра, и это знание существовало еще с древности, разрушительная сила «злого языка» не ослабевала на протяжении всех веков, маскируясь под сравнительно безобидной личиной «неисправимой природы человека». Но чтобы понять, насколько вреден и ядовит «злой язык», не требуется большой мудрости, — достаточно проанализировать те аспекты человеческой природы, которые его питают: высокомерие, злоба, зависть, критический настрой и негативный взгляд на мир. Эта гремучая смесь заряжает человека негативной энергией лашон а-ра и отправляет его в путь. И наоборот, когда ищешь источник добрых и мягких слов, обнаруживаешь, что они порождаются самыми чистыми, благородными аспектами человеческой личности: философским принятием жизни, готовностью избежать ненужных конфликтов, уважением к образу Всевышнего в других людях, вниманием к их лучшим качествам и любовью.
Разумеется, на уже сваренную и еще неостывшую жидкость разрешено лить из первого сосуда, поскольку в неостывшей жидкости нет «варки после варки». Если же подобная жидкость уже остыла, хотя мы и запрещаем помещать ее в первый сосуд, тем не менее, нет необходимости устрожать так же, как в жидкостях, не варенных вообще, и обязывать вытирать ее (так как и без того есть мнение, что и в жидкой еде нет «варки после варки», как было упомянуто в п. 8). Достаточно того, что вытряхивают из сосуда все капли.
И МОШЕ СКАЗАЛ ЙЕЃОШУА: ВЫБЕРИ НАМ ЛЮДЕЙ, И ВЫЙДУТ СРАЗИТЬСЯ С АМАЛЕКОМ (Шмот, 17:9)
Раши комментирует: «Выбери нам» — мне и тебе. Моше сравнивает себя со своим слугой и учеником Йеѓошуа. Поэтому мудрецы учат: «Пусть честь ученика будет для тебя так же дорога, как твоя честь».
Если ученики не понимают, чему их учит учитель, он не должен на них сердиться. Просто должен повторять материал снова и снова, пока не поймут.
А ученик не должен говорить «Я понимаю», пока действительно не поймет. И должен просить повторить все сначала, пока ему не станет все ясно.
У р. Преда был ученик, которому приходилось повторять все по четыреста раз, пока до него, наконец, доходило. Однажды во время занятий с ним кто-то прервал учителя и позвал выполнить мицву.
Р. Преда закончил обычные четыреста раз, но ученик все еще не понял.
— Что случилось сегодня? — спросил раби Преда.
— Когда тебя позвали выполнить мицву, я уже не мог сосредоточиться, — ответил ученик. — Все время думал: а вдруг вы уйдете прямо сейчас.
Тогда р. Преда повторил урок еще четыреста раз. За это Бог даровал ему исключительно долгую жизнь, и все его поколение удостоилось олам аба (грядущего мира) (Эрувин).