Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
9. Высказывание, которое по ошибке могут принять за лашон а-ра
При определенных обстоятельствах разрешены (и даже необходимы) отрицательные утверждения: критика и упреки. Но они запрещены, если слушатели могут принять их за лашон а-ра.
Раби Элиэзер бен Оркенус был женат на сестре рабана Гамлиэля. (Раби Элиэзер — один из самых известных мудрецов эпохи Мишны. Его учитель рабан Йоханан бен Заккай ценил его чуть ли не выше всех остальных мудрецов. Получил прозвище «великий раби Элиэзер». Рабан Гамлиэль был следующим президентом Сангедрина после рабана Йоханана. ) С того момента, как мудрецы (и во главе их рабан Гамлиэль) после долгих алахических споров отлучили раби Элиезера от общины, она не давала мужу пасть ниц во время чтения скорбной молитвы «таханун». Однажды она вышла из дома, чтобы дать хлеб бедным, и когда вошла в дом, увидела, что раби Элиэзер склонился, произнося «таханун».
— Встань, — сказала она, — ты убил моего брата.
В этот момент объявили, что рабан Гамлиэль действительно умер.
— Как ты узнала об этом? — поразился раби Элиэзер, который вовсе не желал смерти рабана Гамлиэля; он лишь передал Всевышнему в своей молитве, в каком тяжелом положении находится…
— Так учил меня мой отец: «Все врата могут закрыться перед человеком, кроме врат “обиды”».
(То есть перед молитвой человека, которого обидели, не закрываются Небесные врата).
66-я заповедь — повеление, чтобы мирные жертвы приносились так, как заповедано в Его речении: «И если его приношение — мирная жертва…» (Ваикра 3:1). И еще Он сказал, заключая тему: «И это закон о мирной жертве… если кто в благодарность ее приносит» (там же 7:11-12).
Эти четыре вида жертвоприношений — всесожжение, грехоочистительная, повинная и мирная жертвы — включают в себя все существующие жертвы. Ведь любое жертвенное животное, приносимое одним человеком или общиной, может быть принесено в жертву лишь одного из четырех указанных видов, причем, повинная жертва всегда приносится лишь от одного человека.
Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, содержатся в трактате Зевахим; и там разъяснено, какие действия должны быть обязательно выполнены и что делает жертву непригодной, и как совершать каждое из жертвоприношений согласно его уставу.