Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Учить законы интересно, но кто не любит интересных историй? Известный сборник «Ме-Ам Лоэз» содержит их множество — к каждой недельной главе. Первым составителем этой книги стал рав Яаков Кули (ок. 1690-1732), затем эту работу продолжили и другие. Сегодня — годовщина смерти рава Я. Кули.
14. Не слушайте злословие умышленно
В предыдущем пункте рассказывалось о крайнем средстве в ситуации, когда не в наших силах избежать прекращения чужого злословия. Но если есть малейшая возможность избежать опасности и мы этой возможностью пренебрегаем (например, можно выйти, но почему-то не выходим), то мы виновны в нарушении того, чему учат мудрецы. Ибо, даже если мы не верим злословящим и не принимаем участия в их разговоре, надо срочно покинуть их компанию. Нельзя присоединяться к людям даже тогда, когда они не начали произносить лашон а-ра, но нам отлично известно, что через несколько минут они приступят к своему любимому занятию — злословию.
Суть этер-иска
Этер-иска позволяет давать кредит и одновременно получать прибыль от части денег. Это достигается следующим образом: из суммы, выданной заимодавцем, лишь половина считается ссудой; другая половина рассматривается как капиталовложение в бизнес получателя со стороны заимодавца, что позволяет последнему извлекать из нее прибыль. Формула такой сделки записывается в документ, утвержденный обеими сторонами в качестве основы их сотрудничества.
Надо, однако, заранее предусмотреть варианты на случай отсутствия прибыли или потери капитала, — чтобы человек, давший деньги, не потерял их и не лишился причитающегося ему дохода.
Для этого в текст соглашения между финансовым партнером (тем, кто дает деньги) и работающим партнером (тем, кто эти деньги использует для получения прибыли) следует добавить параграф, обязывающий работающего партнера предпринять следующие действия:
а) в случае необходимости он должен доказать с помощью двух свидетелей, что потери произошли не по его вине;
б) торжественно заявить (дать клятву) о наличии или отсутствии прибылей;
в) взять на себя ответственность за потери, вызванные кражей или другими аналогичными причинами.
И в заключение: ненавидь все, что мешает тебе любить Всевышнего и удаляет тебя от любви к Нему, как сказано: «Всякий путь лжи ненавижу я» (там же 119; 128). Это великое правило: ненавидеть всякий путь лжи! А где увеличишь ненависть к несправедливости и злу, там прибавишь любви к Учению, как написано: «Ложь ненавижу и гнушаюсь ею, Тору Твою люблю я» (там же 119; 163). И люби правду и мир, как написано: «Правду и мир любите» (Зехарья 8; 19).