Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Нам мало одного Талмуда? Да! Тот Талмуд, о котором известно всем, называется Вавилонским, его записали в ешивах Вавилона. Но есть еще и Иерусалимский Талмуд, записанный в Земле Израиля. Знатоки изучают и его, в помощь им рабби Давид Гирш Френкель (1704-1762), раввин Берлина написал комментарий «Корбан а-Эда». Комментарий не потерял своей значимости и поныне. А сегодня — годовщина смерти рава Френкеля.
8. Разговоры о чьей-то физической слабости
Физическая слабость или физические недостатки человека, как и его болезни — не вина, а беда этого человека. Тем не менее, обсуждать физические недостатки окружающих запрещено, поскольку такое обсуждение может их обидеть или принести прямой вред — например, помешать им устроиться на работу или вступить в брак и т. д.
18. Отбор с помощью воды
Нарушить законы отбора можно и, выбирая посредством воды. Каким образом? Фрукты и овощи, смешанные с грязью, песком и другим мусором, запрещено класть в наполненную водой посуду, чтобы очистить от мусора. В воде грязь отойдет и упадет на дно, и, таким образом, плоды очистятся. Получается самый настоящий отбор. Подобно тому, если мы положим в воду плоды, к которым прилипла солома, вода вытолкнет солому на поверхность, и это тоже будет считаться отбором, причем отбором с помощью специального приспособления, так как вода в этом случае является средством отделения съедобного от несъедобного. Запрещено также мыть такие плоды под краном, и это считается отбором, поскольку в результате овощи и фрукты очищаются от налипшей на них грязи. Однако разрешено мыть плоды из соображений гигиены, как мы привыкли мыть яблоки и пр.. Если же плоды запылены, или на них налип другой сор, как это часто бывает с виноградом, или если плоды упали на землю и к ним прилипла грязь, есть устрожающие и не моющие такие плоды в шабат, считая и такое действие отбором. Поэтому (чтобы удовлетворить также и мнению тех, кто устрожает,) лучше мыть виноград перед шабатом. Если же плоды упали на землю, следует почистить их какой-нибудь тряпкой (старой одеждой) и тем самым поступить по всем мнениям. Тем, кто полагается на облегчающее мнение, следует мыть овощи непосредственно перед трапезой.
Продолжим начатую ранее пятничную тему — не обижать ближнего
16. Если ваши слова, хоть на секунду, вызывают неприятное чувство, вы нарушили запрет Торы (Ковец игрот Хазон Иш).
17. Но вы не нарушаете этой заповеди, если отвечаете, когда с вами обращаются плохо. Тора не требует, чтобы человек был нечувствителен, как камень. Но обычно того, кто не обижает других, тоже не обижают. Хотя ответ на обиду не нарушение запрета, лучше все-таки промолчать (Хинух).
18. Запрещено оскорблять человека, в том числе высказыванием о недостатке интеллекта, и так далее.
19. Негативные отзывы о человеке, связанные с его прежним местом жительства, запрещены.
20. Запрещено напоминать человеку о прошлых ошибках, за которые он уже просил прощения.
Например, если завтра повторит ошибку, нельзя говорить, что он так сделал и вчера, если конфликт был улажен.
21. Запрещено унижать во время похвалы и под видом «помощи».
22. Также запрещены, поскольку они причиняют боль, циничные высказывания; насмешки и пошлости и передразнивание. А также методы и тактика, вызывающие повышенное чувство вины; утрирование и подчеркивание; намеки; ярлыки; сравнение взрослых и детей с другими людьми; пессимистические высказывания, приносящие только боль, и молчание, причиняющее боль.