Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
В этот день, за два дня до дарования Торы Моше записал события, описанные в книге Берейшит и в начале книги Шемот. Полный свиток Торы евреи получили в конце своих странствий по пустыне, причем не один свиток, а 13 — по одному на каждое колено Израиля, и один свиток хранился в Святая Святых.
22. Предотвращение болезни — лучшее лекарство
Но не только стыд должен остановить человека от злословия; есть еще одна, не менее веская причина: во многих случаях после совершения этого греха трудно, если вообще возможно, исправить содеянное, т. е. раскаяться, сделать тшуву. Почему трудно? Потому что привыкшему говорить лашон а-ра практически нелегко вспомнить потом всех тех, кого он оговорил перед другими. А если он их не вспомнит, то не попросит прощения за причиненные им страдания, потери и неудобства. Есть и более специфические случаи: например, некто упомянул в разговоре о какой-то семье, подчеркнув неприятные детали об ее людях, — понятно, что теперь, независимо от его раскаяния, ему не удастся попросить прощения у тех будущих, еще не родившихся поколений, которые могут понести ущерб из-за его недозволенных речей. А посему ему лучше всего было бы вообще не начинать подобных разговоров…
16. Ситечко
Запрещено пользоваться в шабат ситечком даже для отделения съедобного от несъедобного, так как это отбор с помощью специального прибора. Также запрещено пользоваться ложкой с дырками, которой вынимают куски из соуса или супа, поскольку, вынимая пищу из соуса, мы совершаем отбор съедобного из несъедобного (соус, который не нужен нам в данный момент, квалифицируется как несъедобное) с помощью специального прибора, что запрещено даже непосредственно перед трапезой. И тем более нельзя вынуть такой ложкой несъедобный кусок, что является выбором несъедобного с помощью специального инструмента и т. д.
Продолжим начатую ранее пятничную тему — не обижать ближнего
6. Запрещено напоминать человеку о проступках его или его семьи, это вызывает неприятные чувства (там же). Никогда никому не говорите: «Я помню, как ты…».
7. Запрещено называть кого-то позорной кличкой. Даже если он сам употребляет это прозвище, вам нельзя им пользоваться, чтобы его пристыдить (там же). Тем более запрещено оскорбительно называть целую группу людей.
Хазон Иш советовал не давать детям странных имен, которые могут вызвать их страдания, когда они вырастут (Работейну).
8. Запрещено обижать кого-то даже жестом или знаком (Шулхан арух арав).
9. Даже если вы огорчили кого-то ненамеренно, например, шуткой, вы все равно нарушили этот запрет (Ховат ашмира). Поэтому серьезность нарушения не уменьшается, если сначала сказать человеку что-то неприятное, а потом добавить: «Ну, я просто шучу».
10. Никогда никого не называйте некрасивым или уродом. Вы не только делаете человеку больно, но еще порицаете этим его Творца (Таанит).