Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
22. Предотвращение болезни — лучшее лекарство
Тот факт, что необходимо попросить прощения лично у того, кого мы оговорили, сам по себе должен удержать нас от греха лашон а-ра. Нелегко собраться с силами, чтобы попросить кого-либо простить нас, — особенно в том случае, когда он понятия не имеет о том, какие слова были нами сказаны в его адрес.
Хафец Хаим продолжает подсчитывать урон, наносимый городу постановлением, запрещающим беднякам просить подаяние у дверей, см. предыдущие отрывки.
3. Это постановление приносит большой ущерб тем горожанам, кто сам не очень обеспечен. Потому что когда бедняк ходит собирать подаяние сам, каждый может дать ему хоть кусок хлеба, сколько сможет, и тем самым выполнить каждый день заповедь цдаки. Чего уже не происходит в результате запрета беднякам обходить дома, так чтобы им давали только определенную сумму — из-за этого многие горожане останутся без заповеди цдаки. См. в «Йоре Деа», где доказано, что великий грех берет на душу тот, кто мешает многим выполнять заповеди.
«И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и изложил им все эти слова, которые заповедал ему Г-сподь». Моше объяснил им смысл Торы как учитель, упорядочивающий знания учеников и не отступающий от них, пока не убедится, что они полностью овладели материалом и с легкостью понимают даже сложнейшие вопросы. Поэтому Моше не пересказал, а именно «изложил» им «все эти слова», ибо в них заключаются вся Тора и вся мудрость мира. «Которые заповедал ему Г-сподь» — изложил и объяснил всем им, мудрым и незначительным, сообразно со степенью их мудрости, мужчинам — на понятном им языке, женщинам — так, чтобы поняли их сердца.
«И отвечал весь народ вместе» — не льстиво поддакивая, но искренне отвечая на все вопросы. Тора подчеркивает: «отвечал», а не просто «говорил».
«Вместе» — не один под влиянием другого, но каждый за себя, в едином порыве, все как один. Они не ожидали, что скажут другие, чтобы ответить так же. Каждый из них дал свой собственный ответ, открыл свою собственную истину, но тем не менее оказалось, что их сердца и уста говорили одно и то же.
«Говоря: “Все, что говорил Г-сподь, исполним”». Они сказали: «Все, что говорил Г-сподь», — «говорил», а не «скажет». Евреи говорили о принятии заповедей, данных им на этом этапе, то есть о принятии своей миссии, своего предназначения, своей ответственности за весь мир. Слово «исполним» — это слово относится уже ко всей Торе, которую они должны были получить и заповеди которой они должны будут исполнять. Однако в этот момент они еще не приняли на себя бремя заповедей Торы. Это произошло позже, когда евреи произнесли слова «Выполним и услышим».
«И пересказал Моше слова народа Г-споду». Точно так же, как Моше изложил слова Всевышнего каждому еврею понятным ему языком, — так, чтобы он ясно их уразумел, точно так же он собрал ответы всего народа, данные различными людьми сообразно их мудрости и пониманию, — и их было столько же, сколько людей. Все эти ответы отличались друг от друга, точно так же, как отличались характеры давших их людей, хотя все они и содержали общее обязательство: «исполним». Поэтому в Торе и сказано: «Слова народа», а не «Слово народа».