Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
15. Наводя справки о ком-то, поясните, зачем вам нужна информация
Разрешено собирать информацию по интересующему нас делу. При этом важно помнить, что человек, которому задаются вопросы, должен быть информирован о том, что нами преследуется специфическая и конструктивная цель. Если мы этого не поясним и человек в ответ на наш вопрос произнесет что-либо порочащее третьего человека, он будет виновен в произнесении лашон а-ра, а мы — в том, что заставили его совершить грех. Такое действие приравнивается к проступку, когда некто заставляет ближнего есть некашерную еду в силу своих эгоистических интересов.
14. Отделение костей от мяса
В случае, когда трудно снять мясо с костей, например, если косточки очень мелкие, разрешается вынимать кости из мяса, оставляя при этом на них немного мяса, которое собираются съесть. Совсем мелкие косточки, на которых нет мяса, после того как их отделили от мяса, нужно обсосать. (Если мясо находится вокруг всей кости, разрешается удалить кость вместе с мясом вокруг, даже если не собираются есть мясо, как было описано в п. 9.)
Все сказанное выше справедливо только в процессе еды, когда можно положиться на взятие с костью небольшого количества мяса или мелких косточек, предназначенных для обсасывания. Но перед едой, при подготовке к трапезе, правильнее отделять мясо от костей, то есть съедобное от несъедобного, причем рукой, а не прибором. То есть, в этом случае нельзя использовать нож, чтобы снять мясо с костей, как объяснялось выше (см. начало этого раздела). Если же трудно отделить мясо от кости без ножа, тогда, возможно, по мнению всех авторитетов разрешается взять для этой цели нож.
ПРОДАЕТЕ ВЫ ИЛИ ПОКУПАЕТЕ У БЛИЖНЕГО, НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА (Ваикра, 25:14)
Бейт дин (раввинский суд) обязан назначить человека проверять, чтобы хозяева магазинов не брали слишком много за основные продукты питания — такие как масло и мука — не более одной шестой того, что заплатили сами. Речь идет только об оптовых продавцах, которые покупают много и сразу продают. Но владелец магазина, продающий товары постепенно, может подсчитать все расходы и денежную стоимость труда и продавать товар на одну шестую дороже общей суммы расходов. А при росте цен на рынке, он имеет право соответственно поднимать и свою цену.
Это относится только к тем случаям, когда бейт дин может обязать абсолютно всех местных владельцев магазинов продавать товары по определенной цене. Но если в одних магазинах будут продавать товары по более высокой цене, то и в других магазинах не обязаны продавать за меньшую цену (там же; Сефер меират эйнаим).
Короче, запрет выигрывать при продаже больше одной шестой стоимости товара, которую заплатили при его покупке (при условии, что с покупателя брали не больше рыночной цены), требует исполнения далеко не всегда.
Согласно Талмуду, в День Суда человеку зададут шесть вопросов. И первый — был ли он честен в делах (Шабат).