Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

пятница, 4 апреля 20144 нисана 5774
Ни дня без Торы

Что такое Кабала? Само слово кабала означает «получение», «традиция». Книга «А-Ктав веа-Кабала» (Письмо и Традиция), являясь комментарием к Пятикнижию, успешно полемизирует с т. н. «реформистами», доказывая неразрывность Письменной и Устной Торы. Сегодня — годовщина смерти ее автора, рабби Яакова Цви Мекленберга (1785-1865).

Законы лашон а-ра

БЕРЕГИ СВОЮ РЕЧЬ. Часть 2. Глава 4

7. Сообщение о нарушении, если нет возможности судить о поступке человека с оправдывающей стороны

Господин Горелик, обычный еврей, строго соблюдает кашрут дома. Однажды ему случилось проходить мимо некашерного магазина «даров моря». Не устояв перед соблазнительным ароматом жареной рыбы, Горелик вошел в магазин, купил пакетик некашерного продукта и тут же принялся его жадно поглощать. В это время его знакомый по фамилии Шпиц с удивлением взирал на эту сцену через витрину магазина. Поскольку вполне вероятно, что наш господин Горелик уже в скором времени искренне раскается в содеянном и больше никогда не совершит подобного проступка, то еврею Шпицу запрещено рассказывать об этом случае окружающим, но позволено (и даже советуется) тактично упрекнуть господина Горелика в личной беседе.

Посмотреть полностью


В преддверии праздника

ГОТОВИМСЯ К ПЕСАХУ

ЗАКОНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ХАМЦОМ

Где нужно проверять, а где — нет?

Мы обязаны проверять только те места, где есть вероятность, что в течение года туда могли занести хамец. Те же места, о которых нет причин предполагать, что в них может быть хамец, проверять не нужно, даже если в принципе возможность его попадания туда не исключена.

Поэтому в семье, где нет маленьких, подвижных детей, верхние и самые нижние полки шкафов обычно вне опасения. В тех интеллигентных семьях, где принято есть только на кухне, а за вход в комнаты с бутербродом — «расстрел на месте», проверять необходимо только на кухне, и может быть, в салоне, если у них принято есть там иногда, например, во время просмотра фильмов (прости им Всевышний). Если же в семье есть дети от года до шести, то хамец может оказаться практически в любом месте, так как малыши любят делать тайники, закидывать вещи на шкафы и т. д., поэтому проверять нужно везде, кроме, может быть, подвала и подобных ему мест, которые всегда надежно закрыты от детей.

Если перед тем, как сложить постиранную одежду на полку в шкафу, жена убедилась, что там нет хамца (ведь маленькие дети могут положить хамец и на полки), то можно считать, что хамца на этой полке нет. Так как если ребенок спрятал бы его там позднее, вещи не лежали бы так аккуратно, а хозяйка вряд ли складывала чистое белье, держа хлеб во рту. Поэтому такие полки достаточно просмотреть сверху. Между одеждой просматривать не надо.


К субботнему столу

ЛЮБИ БЛИЖНЕГО. Глава Мецора

БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ЭТО БУДЕТ ЗАКОНОМ О ПРОКАЖЕННОМ [мецора] В ДЕНЬ ЕГО ОЧИЩЕНИЯ: ЕГО ПРИВЕДУТ К СВЯЩЕННИКУ (Ваикра, 14:1, 2)

Мидраш (Ваикра раба) говорит, что слово мецора (человек, пораженный цараат) состоит из начальных букв выражения моци шем ра (букв. «выводит плохое имя» — сплетничает, наговаривает). В наказание за это он заболевает цараат. Мидраш к этому стиху, иллюстрируя связь этой болезни и лашон ара, рассказывает:

Один торговец ходил из деревни в деревню в окрестностях Ципори (Галилея) и кричал: «Кто хочет купить эликсир жизни?»

Раби Янай услышал и позвал к себе, сказав, что хочет купить. Но разносчик ответил: «Тебе и подобным тебе такой товар не нужен».

Но раби Янай настоял, чтобы разносчик продал ему. Тогда, вынув книгу Теилим, разносчик показал ему стих: «Кто человек, который хочет жить и любит долгие дни, чтобы видеть добро? Береги язык свой от зла и уста свои ото лжи» (Теѓилим).

И воскликнул раби Янай: «Всю жизнь я читал этот стих и никогда по-настоящему не понимал, пока не пришел этот разносчик и не сказал мне: Кто человек, который хочет жить…»

Комментаторы отмечают, что разносчик выбрал деревни близ Ципори (около Тверии), чтобы нести там послание о необходимости беречь от зла язык. В это место приезжали подышать целебным воздухом многие больные (см. Ктубот), и разносчик учил их искать исцеления не только для своих тел, но и для душ, оберегая свой язык (Диврей Нафтали).

Получайте этот листок на имейл ежедневно!