Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ежедневная учеба Подписаться

Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.

пятница, 21 марта 201419 адара бет 5774
Ни дня без Торы

«Жизнь еврея в опасности» — заявил рав Йосеф Хаим Зонненфельд, не поддаваясь на уговоры сопровождающих переждать сильный ливень под навесом. Несмотря на преклонный возраст, он стремительно шел в больницу, чтобы хлопотать об излечении тяжело больного, пусть тот и принадлежал к лагерю сионистов, клеймивших рава как «клерикала». Рав Зонненфельд (1849-1932) был известен как духовный лидер ашкеназской общины Иерусалима. Вел бескомпромиссную борьбу против новых веяний, проникавших в Землю Израиля, несмотря на это, его мудрость и любовь к людям снискали ему уважение даже в стане противника. Сегодня — годовщина его смерти.

Законы лашон а-ра

Береги свою речь. Часть 2. Глава 3

10. Судить о человеке с хорошей стороны

Б. В отношении обычного человека, соблюдающего заповеди

В Талмуде приведен рассказ, который может помочь нам осознать необходимость соблюдения правила, согласно которому надо судить о ближних с хорошей стороны.

Житель Верхней Галилеи нанялся в работники на три года к уроженцу юга Эрец Исраэль. Перед Йом-Кипуром тот сказал хозяину: «Выплати мне, что я заработал, и я пойду домой к жене и детям».

«Сейчас у меня нет свободных денег», — признался хозяин.

«Тогда дай мне фруктами», — предложил работник.

«Фруктов у меня тоже нет… В доме у меня пусто».

«Тогда я согласен на что-либо из домашнего скота».

«У меня нет домашнего скота».

«Ну хотя бы одеяло или подушка у тебя есть?»

«Нет, — вздохнул хозяин. — У меня даже одеяла с подушкой нету».

Делать нечего, опечаленный работник собрался в путь, попрощался и ушел… После праздника Сукот хозяин привел к дому того работника караван. Сначала он выплатил ему зарплату деньгами, а затем подарил трех ослов, груженных едой, питьем и лакомствами. При расставании хозяин спросил работника:

«Когда ты попросил деньги, а у меня их не оказалось, что ты подумал обо мне?»

«Подумал, что, наверное, ты вложил их в какое-то прибыльное дело».

«А когда я сказал тебе, что у меня нет домашнего скота?»

«Подумал, что ты одолжил его другим людям».

«А когда ты услышал от меня, что в моем доме нет вообще никакого имущества?»

«Я решил, что ты сдал все в аренду. Такое бывает с предпринимателями, когда срочно нужны средства».

«А когда я сказал тебе, что у меня нет фруктов? Ведь фруктов был полон сад. Ты сам работал в том саду».

«Я решил, что от тех фруктов еще не отделена десятина».

«А что ты подумал, услышав, что у меня нет ни одеяла, ни подушки?»

«Когда в доме нет ни одеяла, ни подушки, это означает, что их со всем остальным пожертвовали в пользу Храма!»

«Клянусь тебе, что все было именно так, как ты подумал! Пусть Всевышний будет судить тебя так же милостиво, как ты судил обо мне».

Посмотреть полностью


Законы Субботы

Краткий свод Законов Субботы

Глава 1. ПОЧИТАНИЕ ШАБАТА

Зажигание свечей

10. Порядок зажигания

Порядок зажигания различен для женщин и для мужчин: женщина сначала зажигает свечи, а потом благословляет, мужчина же сначала благословляет, а затем зажигает. Хотя обычно благословение предшествует действию, здесь порядок изменен, поскольку в данном случае невозможно сперва зажечь свечи, а затем благословить. Это связанно с тем, что женщина принимает на себя шабат с зажиганием свечей, а именно с благословением. Получается, что, благословляя сначала, она принимает на себя шабат и после этого не может зажечь свечи, так как для нее уже наступил шабат. Поэтому она сначала зажигает свечи, а затем прикрывает глаза руками и произносит благословение. В этом случае считается, что она воспользовалась светом свечей только после благословения, поэтому благословение как бы предшествует выполнению заповеди. Мужчина же, который не принимает шабат с зажиганием свечей, сначала произносит благословение, а затем зажигает свечи. Тем не менее, женщина, которой тяжело принять на себя шабат одновременно с зажиганием свечей, может поступить точно так же и зажечь после благословения. Но в таком случае она должна четко обусловить (достаточно, если сделает это мысленно), что не хочет принимать на себя шабат вместе с зажиганием свечей; и тогда она может поступить как мужчина, который благословляет перед зажиганием. Однако так нельзя поступить задолго до наступления шабата. Некоторые считают, что даже в этом случае женщина должна благословлять после зажигания.

Посмотреть полностью


К субботнему столу

Люби ближнего. Глава Шмини

А ЭТИХ СТОРОНИТЕСЬ СРЕДИ ПТИЦ, ИХ НЕ ЕШЬТЕ, ОНИ НЕ СЪЕДОБНЫЕ…И АИСТА (Ваикра, 11:13-19)

Талмуд (Хулин) объясняет, что белый аист на иврите называется «хасида», потому что делает добро, хесед, для своих друзей.

А Рамбан пишет, что птиц, перечисленных в этом разделе, запрещено есть из-за их жестокости. Но если так, почему нельзя есть аиста?

Хидушей а-Рим отвечает: аист делает добро только своим друзьям. И поскольку не делает его посторонним, считается нечистым. Хесед надо делать всем, не только друзьям.

Р. Бен Цион Ядлер пишет, что группа людей в Иерусалиме создала клуб друзей. Члены клуба обещали помогать друг другу всевозможными способами. На рава Ядлера это произвело впечатление, и он пошел узнать мнение рава Йеѓошуа Лейб Дискина, а тот спросил, что он сам думает по этому поводу.

Рав Ядлер ответил, что высоко ценит начинание, потому что группа основана на любви к ближнему.

Но рав Дискин с ним не согласился и объяснил, что такая идея вообще не лежала в основе создания этого клуба. «Такая группа не является воплощением принципа любви к ближним, — сказал он. — Это проявление любви к себе. Они готовы помогать друг другу, только чтобы в свою очередь получить помощь, когда им понадобится. Это противоречит заповеди Торы любить всех, даже тех, кто не входит в твою группу. Более того, даже если кто-то сделал тебе зло, ты обязан помочь ему, потому что запрещается мстить».

Р. Дискин закончил предупреждением раву Ядлеру: «Держись подальше от такой группы — это против Торы» (Бетув Йерушалаим).

Посмотреть полностью

Получайте этот листок на имейл ежедневно!