Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
10. Судить о человеке с хорошей стороны
Б. В отношении обычного человека, соблюдающего заповеди
Надо помнить, что сказали наши мудрецы: «С тем, кто оправдывает ближнего (не имея полной информации о его поступке), Всевышний поступит так же».
Натан, наш знакомый, соблюдает заповеди. Он сказал нам, что не может сейчас выплатить свой долг. Если мы не усматриваем обстоятельств, указывающих на противоположное, надо ему поверить.
Но если оправдание Натана не кажется нам правдоподобным, то и тогда мы не спешим с осуждением. В таком случае предпочтительно считать, что он действительно не может вернуть свой долг и что наша оценка ошибочна.
Часть 2. Глава 17. О важности понятия «цдака» (благотворительности)
Заслуга цдаки настолько велика, что торопит приближение дней сына Давида — дней Избавления, как сказано, «храните Закон, и делайте цдаку, поскольку скоро приведу Я Избавление, и праведность Моя откроется». А также она поднимает душу человека, и помещает ее под Трон Славы Творца, как сказано: «Тот, кто ходит (путями) праведности и говорит справедливо, презирает доходы от грабежа, отрясает руки свои от взяток, затыкает ухо свое, чтобы не слышать о крови, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, — будет он обитать на высотах; твердыни скал — опора его, хлеб его дан ему, вода его обеспечена. Царя в красе его увидят глаза твои, увидят землю просторную». Так написано в «Тана де-вей Элияу» (Зута).
«И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок…» (10:1).
Надав и Авиу трагически ошиблись. Они думали, что воскурять благовония в Святая Святых Храма разрешено не только первосвященнику, но и им, рядовым коэнам. Они были великими праведниками, знающими и авторитетными людьми, и нисколько не сомневались в своей правоте.
Мидраш так объясняет излишнее на первый взгляд выражение «каждый свой совок»: «Каждый из них действовал сам по себе, не советуясь с другим». Иначе говоря, если бы они посоветовались, обсудили ситуацию, прежде чем войти в Храм, то не ошиблись бы и остались живы.
Но откуда известно, что Надав и Авиу передумали бы? Ведь они действовали одинаково — оба «воскурили огонь чужой». Значит, и думали одинаково, полагая, что им разрешено воскурять благовония в Святая Святых. Что дала бы им консультация? Ведь ошибочное решение было предопределено.
Нет, вовсе не предопределено. Почему люди так часто советуются в быту, совещаются на работе? Потому что даже если два человека думают одинаково, обменяться мнениям никогда нелишне. В ходе обсуждения они могут прийти, в конце концов, к прямо противоположному выводу. И, как ни парадоксально, их совместное решение будет верным.