Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
Благодаря кому спаслось население Старого Иерусалима? В то время лидером хасидов Старого Города был рав Исраэль Зеэв Минцберг (1872-1962, сегодня — годовщина его смерти). Когда во время израильской войны за независимость арабский Легион осаждал Старый Иерусалим, рав Минцберг договорился о перемирии с иорданцами, чтобы позволить гражданским лицам уехать.
10. Судить о человеке с хорошей стороны
Б. В отношении обычного человека, соблюдающего заповеди
Обычным евреем считается тот, кто боится совершить грех, но ему не всегда удается выдержать испытание. О его поступках мы тоже обязаны судить с хорошей стороны, по возможности оправдывая их, а не осуждая. При этом надо соблюдать ряд положений:
1) Если возможности благоприятного и неблагоприятного суждения о поступке человека равновероятны, мы обязаны судить о нем с хорошей стороны (предполагая наличие оправдывающих и извиняющих моментов).
2) Если неблагоприятное решение перевешивает, мы должны оставить этот вопрос под сомнением, не склоняясь ни к одному из решений. Тем не менее, закон разрешает принять осуждающую сторону (что запрещено делать в случае с праведником).
3) Даже когда осуждающий мотив кажется нам весьма и весьма более вероятным, будет хорошо с нашей стороны, если мы будем судить о поступке с хорошей стороны.
Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде.
Поскольку кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, находятся в любом доме, на всякой кухне, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер по разделению молочного и мясного, их могут съесть в таком виде, в котором их смесь запрещена Торой. Поэтому для того, чтобы оградить человека от случайного нарушения законов Торы, мудрецами был принят ряд постановлений, обязующих отделять мясное от молочного. Одно из таких постановлений — запрещение в пищу смеси молочного с мясным и в том случае, если они были перемешаны, будучи холодными. Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде, запрещено только есть, а использовать для других целей не возбраняется — разрешено такую смесь продать, накормить ею животных и т. п.
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Великий рабби Моше Зеев Вольф, широко прославившийся своим выдающимся умом и познаниями в Торе, был одним из претендентов на пост раввина в городе Белостоке. Двое из наиболее влиятельных парнасов (деятелей общины) — р. Зимель Эпштейн и р. Коппель Гальперин — приложили немалые усилия и использовали всю силу своего влияния, чтобы р. Моше утвердили на этой должности. Эти двое были компаньонами, государственными подрядчиками по строительству шоссе и железных дорог, и очень богатыми людьми. Кроме этого, они были видными филантропами и много занимались благотворительностью и поддержанием всего, что связано с Торой и еврейской жизнью — микв, синагог и ешив. Их доля в процветании всех еврейских заведений была очень велика. При всей своей занятости, они регулярно учили Тору. Все это вызывало у жителей города огромное уважение к ним.
Однажды между партнерами возникла тяжба, связанная с бизнесом и финансами, и они решили обратиться к раввину — р. Моше — для того, чтобы он их рассудил согласно закону Торы. Перед этим каждый из них тщательно изучил разделы Шулхан Аруха, связанные с финансами и судопроизводством, чтобы как можно убедительнее обосновать свою правоту перед раввином.
Когда два парнаса появились в прихожей раввинского суда, перепуганный служка тут же бросился к раву докладывать об их прибытии. Раввин спокойно выслушал его и послал спросить у них, с какой целью они пришли — по делам общины или судиться между собой. Когда служка вернулся и сообщил, что они пришли судиться, рав так же спокойно приказал передать им, чтобы подождали в очереди вместе со всеми судящимися.
Когда же они наконец зашли в зал суда, раввин опустил свой талит на глаза, и так, не глядя на посетителей, не поприветствовав их и не пригласив сесть, перешел сразу к делу. «Зимель и Коппель, — спросил он, — кто из вас истец? Он должен первым изложить свои претензии к ответчику». Парнасы, привыкшие, что все вокруг обращаются к ним не иначе как с почтительным титулом «рабби», почувствовали себя глубоко уязвленными такой бесцеремонностью…
Продолжение следует