Ежедневно (кроме суббот и праздников) на этой страничке вы найдете свежий выпуск специально отобранных и адаптированных редактором для каждодневного изучения статей на разные тематики Иудаизма.
10. Судить о человеке с хорошей стороны
А. В отношении благочестивого человека
Раввин нашей общины удостоил особой чести некоего человека — по нашему мнению, незаслуженно. Мы должны предположить, что раввину тот человек знаком больше чем нам, что он заслуживает оказанной ему чести и что у него есть достоинства, от нас скрытые. Но если мы допустим, будто раввином движут эгоистические мотивы (например, он нуждается в протекции того человека или хочет, чтобы тот, в свою очередь, оказал ему особое уважение в аналогичной ситуации), и расскажем об этом другим, — то будем виновны в том, что судим о раввине, не оправдывая его, а также в произнесении лашон а-ра.
Устное соглашение
По закону Торы устное соглашение, не подкрепленное киньяном, не считается обязательным. Тем не менее, невыполнение устного соглашения рассматривается как нарушение доверия. Поэтому, если человек дал обещание купить или продать некоторую вещь, он должен выполнить свое обещание даже в случае финансовых потерь. Впрочем, если издержки неоправданно велики, следует посоветоваться с раввином.
То же самое относится к наемному работнику, принятому на работу по устной договоренности. Если, прежде чем работник приступит к работе, работодатель откажется от своего обещания его нанять, работник не сможет предъявить ему никаких юридических претензий. Но со стороны работодателя такое решение можно расценить как нарушение доверия.
Заметим, что, если отказ исходит от работника, указанное правило не действует. Другими словами, работник имеет право отменить устное соглашение, — правда, только в том случае когда он не причиняет своим отказом ущерб работодателю. Подобная привилегия дана работнику для сохранения за ним свободы, точнее чувства свободы от угнетения, которое признается неотъемлемым правом каждого человека.
Все качества можно изменить, но мудрый превратит дурные качества в добрые, а глупец переменит добрые на злые. Бредущий во тьме и не размышляющий над самоусовершенствованием /тикун а-мидот/ таков, что все его заслуги уничтожатся каким-либо дурным качеством.
Вот человек, гордящийся своими делами и восхваляющий себя, и украшающий себя. Он стремится только к возвеличению самого себя и власти над людьми. Он постоянно твердит о ничтожности других людей, желая получить почет и уважение ценой унижения ближнего. Такой человек подобен наполняющему дырявую бочку хорошим вином: вино уйдет в землю, пропадет зря, если он не починит бочку. Таков же и наш гордец: он полон знанием Закона, но все пропадет из-за дурного качества, если он не поторопится себя исправить.
Немногие в мире знают правду. Есть и такие, в ком нет способности познать, и они не могут подняться по ступеням мудрости. Они подобны безногому, который не может подняться по ступенькам лестницы. А есть разумные и способные, но с младых лет погрязшие в страстях мира настолько, что весь свой разум направят к тому, чтобы добиться страстно желаемого и потакать своему злому началу, ибо с юности своей привыкли к дурным поступкам в такой мере, что эти дурные поступки укрепились в их душах, и им трудно избежать сетей преступления. А бывают и такие, у кого и ума достаточно, чтобы понять, и есть желание следовать путями добра, но не бывали они у мудрецов, не слышали их мудрости, не знают добрых путей и потому бредут во тьме. И похожи они на того, кто продает свой дом, не подозревая, что в доме зарыт клад.