Одна из заповедей, полученных евреями на горе Синай, — «Не возжелай дома ближнего твоего, не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что ближнему твоему принадлежит» (Итро 20:14).
Желание «наложить лапу» на имущество другого человека проистекает из зависти. Наши мудрецы активно предостерегают от проявления подобных отрицательных эмоций. В трактате «Пиркей авот» сказано, что зависть — это качество, которое сживает человека со света.
На первый взгляд кажется, что в процитированном выше запрете есть лишние слова. Почему Тора не могла ограничиться словами «Не возжелай ничего, что принадлежит твоему ближнему», подробно упоминая рабов, ослов, волов и так далее?
Представим себе многодетную семью, которая ютится в крошечной неблагоустроенной квартире. Отец семейства идет по улице и его взгляд наталкивается на прекрасную виллу, в которой проживают муж-бизнесмен, жена, один-единственный ребенок и собака. Во дворе виллы — бассейн, газон… Живи — не хочу.
Многодетный отец был бы не прочь поменяться жилищем со счастливыми миллионерами. Но осведомлен ли он об истинном положении дел этих людей? Знает ли он о неподъемных долгах мужа и тяжелой болезни жены? Известно ли ему о постоянных ссорах, который сотрясают пуленепробиваемые стены фешенебельного дворца?
Поэтому Тора говорит нам: не возжелайте осла и вола ближнего своего, не думайте, что этим всё исчерпывается. Если бы вам было известно об отрицательным сторонах всего того, что «ближнему твоему принадлежит», ваша зависть мигом сошла на нет.
Есть немало историй о том, как зависть вредит человеческим отношениям. К рабби Йонатану Эйбешюцу пришел мясник со следующим вопросом: он приобрел быка, зарезал и обнаружил дефект в легком. Раввин постановил, что туша некашерна, и мясник принял его вердикт. 500 гульденов, которые он заплатил за быка, обратились в прах.
Назавтра тот же мясник пришел к раввину с другим делом. Он судился со своим компаньоном из-за суммы в двадцать гульденов. Выслушав обе стороны, рабби Эйбешюц постановил, что мясник обязан выплатить злосчастные 20 монет второй стороне. Мясник был вне себя от злости.
Поначалу раввин удивился — еще вчера этот человек потерял 500 гульденов, потраченные на быка, а сегодня злится из-за значительно меньшей суммы?! Поразмыслив, рабби Эйбешюц понял: мясник возмущается не из-за денег. Он попросту завидует тому, кто выиграл суд…
В многолюдной приемной ребе из Александра сидел посетитель. Дожидаясь своей очереди, он обратил внимание на закономерность — люди в потрепанной одежде не задерживались в кабинете у праведника больше минуты, тогда как аудиенция богатых купцов могла длиться полчаса и даже час.
Когда пришел черед героя нашего рассказа, он поинтересовался у ребе из Александра, в чем дело. Праведник ответил: «Ко мне приходит бедняк и сразу выкладывает просьбу. Я знаю, чего ему не хватает, и даю благословение. А когда приходит богач, он улыбается и гордится сам собой. Я спрашиваю, как идут дела, и купец отвечает, что всё в полном порядке. И тогда я начинаю задавать наводящие вопросы — а как супруга? что слышно у детей? что там в финансовой сфере? Внезапно я обнаруживаю, что улыбка моего гостя показная. У него куча проблем, в которых ему поначалу стыдно признаться».
Так стоит ли завидовать чужому богатству?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина