Йосеф объявляет братьям, что они похитили дорогой кубок. Те, разумеется, настаивают на невиновности. «И он обыскал: со старшего начал и младшим кончил; и нашелся кубок в суме Биньямина» (Микец 44:12).
Есть немало поучительных историй, связанных с кражами. Одну из них рассказал покойный раввин Авраам-Яаков Пам, глава известной американской ешивы «Тора ва-даат».
Однажды р. Пама пригласили провести хупу. Буквально за минуту до начала церемонии жених разразился рыданиями. Удивленный раввин поинтересовался у него, что происходит.
Оказалось, что молодой человек лет 15 тому назад присвоил игрушку, которая принадлежала его однокласснику. Владелец игрушки пожаловался преподавателю, и тот решил провести обыск. Опасаясь, что факт воровства раскроется, будущий жених, пока очередь не дошла до него, переложил игрушку в портфель другого мальчика.
Через несколько мгновений пропажа была найдена. Никакие аргументы не помогали. Учитель пристыдил невиновного и объявил его вором. В школу были вызваны родители, которые строго наказали малыша.
Под влиянием произошедшего несчастный мальчик позднее бросил еврейскую школу и отошел от соблюдения заповедей. «И во всём этом виноват я», — закончил плачущий жених свой рассказ. Раввин Пам утешил его: «Ты совершил серьезный проступок, но основная вина всё же ложится на учителя и родителей одноклассника. Они не удосужились провести необходимое расследование и не вняли заверениям мальчика».
У еврейских общин испокон веков был действенный способ если не найти вора, то, как минимум, апеллировать к его совести. В одном восточноевропейском местечке человек, который выдавал замуж дочь, пришел в синагогу на молитву. Сумма приданого лежала в кармане плаща.
Еврей, забыв о деньгах, преспокойно повесил плащ на вешалку. После молитвы он обнаружил, что все деньги пропали. Несчастный человек упал в обморок, и только вылитое ведро холодной воды привело его в чувство.
Раввин синагоги, услышав о пропаже, вынес постановление: все прихожане должны явиться в синагогу в восемь часов вечера.
Это было волнующее зрелище. В назначенный час был открыт шкаф со свитками Торы. Раввин подялся на возвышение и протрубил в шофар. Затем он произнес: «На основании мнения Творца, благословен Он, на основании мнения святой Торы, и на основании мнения всего еврейского народа я проклинаю вора — он не доживет до конца года, если не вернет деньги их владельцу».
В стене синагоги было проделано отверстие. С другой стороны прикрепили ящик для того, чтобы вор мог вернуть пропажу в обстановке полной секретности.
Назавтра все деньги, до последней копейки, были возвращены. В то время воры боялись Б-га…
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина