«И судите народ этот судом справедливым» (Шофтим, 16:18)
Есть суд справедливый, и есть суд несправедливый. Суд Торы — справедливый. Потому что «суды Ашема справедливы у Него», и потому что судьи — мудрецы Торы, отменяют свое мнение перед законами Торы и Волей Творца. Они, как дерево, посаженное у потоков вод (Теилим,1:3), а вода — это Тора. Они не такие, как светские законодатели и судьи, которые подобны мякине, несомой ветром, ветром общественного мнения, ветром травли средств массовой информации, ветром назначенного министра, ветром рекламы и ветром гордыни.
Так легко быть популярным, приятным для общества, возносимым средствами массовой информации. Возьмем для примера случай с солдатом-неевреем, сыном гойи, убитым в теракте несколько лет назад. Несомненно, что его награда на Небесах выше всякого воображения: мудрецы рассказывают о неевреях, которым обещан будущий мир за спасение евреев (Трактат авода зара, 10). Это с одной стороны. А с другой стороны, он остается неевреем, и смерть не означает принятия гиюра, как сказал покойный рав Иерушалаима. У нас нет понятия, что такое «правильное упокоение» после смерти, но мудрецы указали, что у евреев есть правильное упокоение, когда они покоятся среди евреев.
Но средства массовой информации травили, подстрекали. Было только одно препятствие: Тора не принадлежит раву, рав подчиняется Торе.
И это напоминает нам рассказ: заболел ребенок, не про нас будет сказано. Единственный дорогой ребенок. Болезнь прогрессировала и усиливалась, и дошло до того, что врач позвал отца и сказал: «Сегодня ночью решается судьба вашего сына. Или он преодолеет болезнь и состояние его улучшится, или, халила… Мы свое сделали, и сейчас все в руках Небес. Молитесь».
Но отец не умел молиться. Он искал кого-нибудь, кто умеет молиться, и его направили в город Радин, к праведнику Хафец Хаиму, благословенна память праведника. Он поехал в Радин, пришел к Хафец Хаиму и разразился слезами: «Пожалуйста, раби, спаси моего сына. Он безнадежно болен. И врачи сказали, что этой ночью»…
«До ночи еще есть время, — сказал праведник, — и никто не давал врачам права отчаиваться».
«Нет, раби, они не отчаялись. Они сказали, что поможет благословение, молитва. Ребенок может выйти из этого милостью Небес».
Праведник выслушал и погрузился в свои мысли. После этого он стал расспрашивать отца о месте его проживания и его занятиях. Выяснилось, что тот живет в большом городе, владеет огромным торговым домом. Он большой богач. Готов дать, сколько потребуется, только бы спасти сына. Но нет, праведник совершенно не интересуется деньгами. А что с субботой?
Человек почувствовал себя неудобно. Сказал, что торговый дом работает шесть дней в неделю. То есть кроме воскресенья, выходного дня неевреев. Раби понимает, в субботу самая большая продажа, накануне дня их отдыха. Праведник посмотрел на него святыми глазами, и море грусти просматривалось в них. «Я не понимаю тебя, сказал он, — ты пришел сам. Я не звал тебя, но ты не понимаешь — я тебя не упрекаю. Ты пришел оттого, что сын твой болен. Я не врач, и не был врачом, да врачи и не могут помочь.
Ты пришел сюда потому, что веришь в мою способность помолиться за тебя и благословить твоего сына. Ты думаешь, что я волшебник, и есть у меня чудесный заговор? Нет. Ты полагаешь, что мою молитву слышат наверху, так как я учу Тору, исполняю заповеди и близок к Творцу. Разве не так?
И ты пришел сюда, потому что веришь, что есть Творец мира, и Он повелел исполнять заповеди, и Он помогает и слышит тех, кто исполняет Его заповеди. Почему же ты работаешь в субботу? Ведь Он заповедал в субботу покой. Как же ты можешь полагать, что в субботу ты зарабатываешь больше всего, если пришел сюда потому, что Святой, благословен Он, воздает добром слушающим Его голос. И само собой, наказывает тех, кто преступает Его слова. Но ведь для соблюдающих субботу она — источник благословений, а оскверняющий ее — потеряет тысячью путями!»…
Человек выслушал и согласился. «Раби, вы помолитесь за моего сына, а я начну соблюдать субботу!»
Просияло лицо праведника, только за это стоит обещать.
«В таком случае, поможет Ашем, и сын твой выздоровеет!»
«Амен, раби!» — взволнованно ответил человек. Но у него была еще просьба: «Пусть поймет раби, не может же быть такого, что все верные покупатели завтра придут и увидят закрытый магазин. Дай мне неделю на организацию. Чтобы сообщить им о моем решении».
Его можно понять.
Взял его Хафец Хаим за руки и сказал взволнованно: «Сын мой, поверь мне, если бы суббота была моей, я охотно разрешил бы тебе это. Но суббота не моя и не твоя, а Святого, благословен Он. Он ее Хозяин».
Он сказал нам: «И судите народ этот судом справедливым»
Нет у человека возможности «согнуть» законы Торы. (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»