Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Дурные привычки

Как иудаизм относится к вредным привычкам человека? Нужно ли всегда от них избавляться?

Дурные привычки — это такие привычки, которые наносят вред физическому, психическому и духовному здоровью человека. Из дурных привычек вырастает дурной характер. Мы должны преодолевать свои дурные привычки и помогать своим детям преодолевать их дурные наклонности. Когда человек опаздывает исправить самого себя, злое начало усиливается. Что же касается супругов — то их дурные привычки призваны помочь нам в работе над своим характером.

Оглавление

Привычки хорошие и плохие [↑]

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без привычек мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, мы бы ничего в жизни не добились. Если бы нам пришлось задумываться всякий раз перед тем, как почистить зубы, посмотреть на светофор, взять тарелку с полки, — наш мозг вынужден был бы постоянно работать над решением простейших задач, и у него не оставалось бы сил для более высоких достижений.

Как у любой медали есть две стороны, так же дурное начало научилось использовать прекрасную способность человека вырабатывать привычки ему же во вред. Под воздействием дурного начала люди с малолетства привыкают совершать вредные для них самих и окружающих поступки. В детском возрасте это может быть невинное ковыряние в носу или сосание пальцев. Взрослея, люди могут обрастать привычками более опасными, такими как курение, неправильное питание, употребление нецензурной лексики, увлечение азартными играми.

При недостаточном внимании к дурным привычкам или при неправильном к ним отношении они могут перерастать в зависимости, с которыми человек не может справиться ни в одиночку, ни при поддержке близких: алкоголизм, наркомания, табакокурение, шопоголизм, компьютерная зависимость — все это диагнозы, которые ставит психотерапевт, и все это — болезни, которые требуют вмешательства.

Чтобы не доводить дело до больницы, каждый человек должен следить за собой и за своими детьми и искоренять дурные привычки, используя верные, проверенные веками, методы.

Дурные привычки, раскаяние и исправление [↑]

Наши мудрецы учат нас, что привычка — это корень любого поведения, и что дурные черты характера становятся второй натурой человека из-за его привычки гневаться, злословить, жадничать и так далее.

Саба из Новардока в книге «Уровень человека» приводит образное описание из Талмуда: «Каждый, у кого есть Тора, но нет богобоязненности, подобен казначею, которому вручили ключи от внутренних помещений, но не дали ключи от входной двери».

Пока человек не является хозяином своих привычек и своего характера и не умеет владеть собой, — объясняет Саба из Новардока, — вся Тора, которую он учит, остается учебным материалом, чем-то внешним, не связанным с ним напрямую. Тора не входит в его сердце, потому что его дурные черты отталкивают ее, и ему не хватает богобоязненности, чтобы владеть собой, подавить в себе неподобающие желания и работать над своим характером.

Рамбам в «Законах раскаяния» учит: «И не думай, что раскаиваться следует только в преступных действиях: блуде, грабеже, воровстве. Как человек должен раскаиваться в этих преступлениях, так он должен искать в себе дурные черты характера и привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почета, чревоугодие — во всем подобном следует раскаиваться. Эти привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: “Да оставит грешник путь свой, и злодей — замыслы свои” (Йешаяу, 55:7)».

Рамбам говорит о чертах характера как о привычках. И действительно, мы видим, как люди привыкают давать волю своему гневу, насмехаться, завидовать — и так из дурных привычек вырастает дурной характер.

Более подробно это объясняет Рав Мендель Лефин из Сатанова: «Даже самое легкое чувство, возникающее в сердце, не остается незамеченным животной душой, — хоть что-то всегда сохраняется в ее памяти. Когда то же самое ощущение повторяется, оно присоединяется и немного добавляет к следу, оставленному в душе прежним впечатлением. Каждый новый опыт укрепляет все прошлые переживания, коснувшиеся души. Теперь мы можем понять, что объединение легчайших ощущений и зарождение страсти в животной душе, усиливаясь при их частом повторении, становятся привычкой».

Рамхаль в «Месилат Йешарим», в главе «О составляющих осторожности» учит, что «человек должен быть внимательным к своим поступкам и проверять все свои пути, дабы не оставлять в себе дурных привычек и плохих качеств» и советует «придирчиво проверять и взвешивать свои качества, день за днем, как хороший торговец постоянно проверяет все свои предприятия, дабы они не понесли ущерб. И должен человек выделить время и установить определенные часы для этого, чтобы “взвешивание” не было случайным и эпизодическим, а постоянным, поскольку занятие это весьма полезно и плодотворно».

Орхот Цадиким напоминает, что «когда человек опаздывает исправить самого себя, злое начало усиливается и усиливается. И сердце твердеет, и вот человек уже привычен к нарушениям и проступкам. И все нарушения и проступки подобны в его глазах разрешенному, и он не сможет очистить себя». Поэтому, в первую очередь, человеку следует «всем сердцем и всей душой решить избавиться от дурной привычки».

Работа над собой и искоренение дурных привычек [↑]

Рав Келонимус Калмиш Шапиро в книге «Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) пишет, что о некоторых преступлениях человеку достаточно просто мягко напомнить, чтобы он воздержался от них, а о других надо подробно рассказывать, разъяснять приносимое ими зло и предостерегать от их совершения не раз и не два.

Если начать работать над собой с детства, то в очень многих областях, относящихся к исправлению души и воспитанию правильных черт характера, можно добиться окончательного исправления, и человеку не придется каждый раз напоминать себе, какое поведение желательно. Многие приобретенные привычки, которых в детстве человек не имел, со временем становятся для него настолько естественными, что начинают, подобно рефлексам, работать без участия сознания.

Например, если человек заметил за собой дурную привычку обзываться кличками, следует начать называть всех именно по именам и следить за тем, чтобы даже одного раза никого не назвать по кличке (даже в том случае, когда все этого человека зовут по кличке).

Если у кого-то есть привычка рассматривать неподобающие изображения, то надо приучить себя отводить взгляд от всего, что нехорошо и нескромно.

Иудаизм вообще не приветствует принятие на себя обетов, но есть ситуации, когда принятие обета достойно похвалы, так как способствует максимальной самоотдаче еврея, и одна из этих ситуаций — это желание избавиться от дурных привычек. Например, если человек слишком много ест, то может дать обет в течение некоторого времени воздерживаться от еды; если пьяница — воздерживаться от алкоголя; если он жаден — отказываться от подарков и т.д.

Всегда можно избавиться от дурной привычки и приобрести новую, это вполне достижимо. Приучать себя необходимо постепенно. Например, если мы хотим избавиться от привычки кричать на своих близких, для начала установим время, когда мы говорим только тихо: с такого-то до такого-то часа — но каждый день — я говорю только спокойно.

Не будем брать сразу длинный отрезок времени, но будем тщательно следить за своим тоном. Через неделю такой тренировки увеличим время на полчаса. Еще через неделю — еще на полчаса, и так далее. Скоро новая привычка начнет проникать в нашу личность, заменит старую и принесет с собой много счастья и покоя — и нам самим, и нашим близким, и нашим потомкам.

Согласно иудейской традиции, человеку требуется сорок дней, чтобы избавиться от плохих привычек и заменить их полезными душевными навыками.

Дурные привычки у наших детей [↑]

Чем меньше родители будут проявлять беспокойства по поводу дурных привычек маленьких детей, тем легче будет ребенку отвыкнуть от них. Малыши могут сосать пальцы, теребить свои волосы и т.д. — они делают это, чтобы успокоиться. Если не акцентировать на них внимание детей, вреда эти привычки не принесут. Вся проблема в том, что эти привычки мешают родителям.

Кроме того, видя родительское недовольство или раздражение, ребенок расстраивается и тем больше нуждается в успокоении — в сосании пальцев, грызении ногтей или накручивании волос — и получается замкнутый круг.

Если родители не давят на своих детей, то, став старше, они обычно сами хотят избавиться от привычки ковыряться в носу или сосать палец. Надо помнить: чтобы отказаться от чего-то привычного, надо найти этому замену. Можно предложить сосать вместо пальцев — леденец, какую-то другую сладость или жевательную резинку (дома). Но инициатива по отвыканию должна исходить от самого ребенка.

Часто те привычки детей, которые связаны с их телом, вырабатываются как компенсация недостатка телесной стимуляции. Таким детям помогает массаж всего тела перед сном, много родительских прикосновений и поцелуев и предметы, которые можно держать в руках и тискать. Родителям нужно усвоить, что не надо стыдиться поведения детей и запугивать себя, что с ними что-то не в порядке, потому что подсознательно это передается ребенку и может привести в дальнейшем к проблемам в интимной сфере.

Отвлекать от нежелательного занятия надо незаметно и разговаривать на тему дурной привычки как можно меньше, особенно если это касается детского онанизма, о котором есть подробный ответ специалиста на нашем сайте. Также есть ответ по поводу привычки маленьких детей кусаться.

Для того чтобы дети изменили свое поведение, необходима их личная заинтересованность, а мы, как родители, готовы помогать им. Будь то привычка ковыряться в носу, расковыривать прыщи на лице и ранки на теле, грызть ногти — и так далее.

Например, если ребенок согласен на помощь родителей в расставании с привычкой грызть ногти, можно купить в аптеке очень горькую жидкость, которая намазывается на ногти и служит напоминанием каждый раз, когда ребёнок пытается засунуть пальцы в рот и начать грызть ногти. «Премия» за согласие использовать это средство тоже поможет в этой нелегкой для ребенка борьбе.

Дурные привычки подростков [↑]

Подросшему ребенку уже не предложишь вместо сигареты резиновую игрушку. Здесь и привычки «взрослые» и методы искоренения совершенно иные. Если человек сам не захочет, его не заставишь. Бить, ругать и запрещать — а он убежит и покурит всем назло. Спокойный размеренный разговор может быть гораздо действеннее. Надо сделать так, чтобы подросток сам захотел прекратить курить, выпивать или переедать.

Если подросток находится в компании, где принято курить или выпивать, вряд ли разъяснения, какой вред курение наносит здоровью, могут помочь. Что касается мотивации, можно предложить что-то, что ему очень хочется и что он себе не может позволить материально, в качестве премии за прекращение курения. Но это сработает, только если еще не сформировалась зависимость от никотина. Если уже есть зависимость, то с этим необходимо бороться, как с любой другой зависимостью.

Если у родителей очень хорошие и близкие отношения с подростком, возможно, стоит попробовать объяснить, насколько маме (или папе) это мешает, и просить о личном одолжении.

У мальчиков курение часто бывает вызвано неуверенностью в себе, нерешительностью, непризнанием окружающих, подверженностью их влиянию и желанием казаться независимым взрослым мужчиной. Задача родителей — выслушать подростка и понять его — чтобы помочь.

В любом случае, надо постараться относиться к его дурной привычке, какой бы она ни была, спокойней и не воевать с ним, а разговаривать дружественно, уважительно и по-хорошему. Только так есть какой-то шанс что-то исправить.

Дурные привычки супругов — бороться или принять? [↑]

Когда молодые люди вступают в брак, они, как правило, не подозревают, что, кроме очевидных достоинств, которым обладает их муж (жена), он также обладает некоторым количеством недостатков и не слишком приятных привычек. Кто-то раскидывает по квартире свои вещи, кто-то ковыряет в носу, кто-то неаккуратно пользуется ванной. Как можно с этим мириться?

Когда Творец соединяет пары, один представляет для другого оптимальный набор качеств, который будет катализатором для проявления скрытого позитивного потенциала каждого из них.

Предназначение всех качеств жены — научить мужа чему-то жизненно для него необходимому. А назначение всех качеств мужа — научить жену чему-то жизненно важному. Это — аксиома. Все мы оказались в этом мире ради тикуним — исправления, причем исправления не другого, а себя. Наш супруг (супруга) являются идеальным лекарством для нашего «излечения», даже если это лекарство горькое.

Здесь необходимо четко понимать: идет ли речь о дурных привычках и наклонностях мужа (жены) или о зависимостях. Увидеть различие достаточно просто: при зависимости человек перестаёт выполнять свои обязанности, не ест, не пьёт, на работу не ходит, чтобы не упустить какой-то момент в компьютерной или спортивной игре, выпить с друзьями, перечитать все новостные интернет-сайты, совершить рейд по магазинам — и так далее. Когда же это хобби, то на это уходит только свободное от обязанностей время.

Если мы выяснили, что это зависимость, то нет никаких шансов, что супруг (супруга) признает, что тут есть проблема, и добровольно пойдёт лечиться. Поэтому, к сожалению, единственный способ — это ультиматум: или совместное обращение к специалисту — или развод.

Если же речь идет именно о дурных привычках, то в первую очередь надо постараться принять мужа (жену) таким, как он есть, без осуждения, и признать за ним полное право быть таким, как он умеет быть, потому что так его воспитали (такие у него природные данные, так ему более удобно и т.п.).

Та сторона, которая заинтересована в исправлении дурных привычек супруга (супруги), должна начать это исправление с себя, внося изменения в своё видение ситуации и в свои реакции — сменяя автоматические оценки и реакции на обдуманные.

На следующем этапе надо прийти к осознанию, что мы имеем право уважительно (и никак иначе!) и спокойно сообщать, каковы наши потребности, рассчитывая, что нам удастся довести эти до сведения супруга.

Только тогда, в атмосфере принятия и доверия у второй стороны может появиться мотивация — изменить ради мира в семье свои привычки. В атмосфере упреков и отторжения недостатки не исправляются, так как человек вынужден постоянно обороняться.

Возможно, не каждый готов услышать и принять прямую просьбу мужа или жены мыть руки перед едой, поменьше курить, не болтать беспрестанно с подружками, не проверять поминутно сообщения на мобильном телефоне и так далее. Даже сказанные очень доброжелательным тоном, такие просьбы зачастую слышатся как вмешательство в личное пространство и желание командовать.

Когда же мы просим человека отнестись снисходительно к нашим слабостям, а не учим, как правильно жить, всегда есть больше шансов, что он согласится. Поэтому психологи советуют говорить и своих собственных чувствах: например, о своей чрезмерной чувствительности к запахам или звукам, о своей маниакальной приверженности к чистоте — вместо того, чтобы упрекать вторую половину в нечистоплотности или в том, что он (она) слишком громко говорит. И благодарить, и ценить любые шаги навстречу, и искать достоинства — не один месяц, с терпением и тактом.

Конкретное практическое руководство, что делать с дурной привычкой мужа, представлено у нас на сайте.

Выводить материалы