Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Знак зодиака этого месяца Сиван - «Близнецы». Объясняет Магид из Кожниц זצק''ל זי''ע, что это указывает на особую связь между Всевышним и еврейским народом -- Б-г наш, Творец, и мы, выполняющие Его волю, будто близнецы: даже если их разделяет расстояние, когда одному плохо, чувствует то же и другой. И наоборот, когда одному хорошо, хорошо от этого и второму. Так же и Творец строит отношения со Своим народом. В этом месяце, месяце дарования святой Торы обновляются наши особые отношения с Б-гом.
Говорит Раши: «Почему отрывок о Меноре расположен сразу после отрывка о приношениях князей еврейских колен? Когда Аарон увидел подарки, приносимые князьями на Ханукат-а-байт в Мишкан, он очень расстроился, так как ни он, ни его колено в этом участия не принимали. Сказал ему Всевышний: «А Я говорю тебе, что твоя доля больше, чем у них, так как ты зажигаешь и устанавливаешь эти свечи». Мидраш, который привёл Раши, нуждается в объяснении. Какая связь между подарками на новоселье Мишкана и мицвой зажигать Менору, и в чём состоит особое утешение Аарону? И ещё, почему Аарона утешает не то, что он приносил многочисленные жертвы в качестве коена все дни открытия Мишкана и после этого во время службы в нём изо дня в день, не воскурения, которые он делал дважды в день, а именно мицва зажигать Менору? Рамбан говорит, что смысл этого утешения в празднике Ханука. Именно благодаря потомкам Аарона -- Хашмонаим -- произошло особое чудо во время войны и при обновлении Храма. Это второе новоселье и заповедь зажигания Ханукальных свечей и являлись утешением Аарону. Храм из-за наших грехов разрушен и возможности приносить жертвы у нас нет. Но свет Ханукальных свечей – продолжение света Меноры -- и сегодня с нами и светит нам во тьме галута.
Ор Ахаим предлагает другое объяснение. В Талмуде в Трактате Менохот есть спор о том, как была устроена Менора. Днём, после ночного горения, Менору нужно было почистить, поменять фитили и залить в неё свежее масло. Как это делали? Есть мнение, что плошки-сосуды для свечей не вынимались из Меноры, так как ветви были сделаны гибкими, и это позволяло коену свободно наклонять их и чистить. Но есть мнение, и его поддерживает сам Ор Ахаим, что эти сосуды вывинчивали и вынимали из Меноры. Ор Ахаим приводит доказательство из текста в пользу этого мнения. Получается, что Менора обновляется каждый день, когда в неё ввинчивают свечи, готовя их к зажиганию. В этом состояло особое утешение Аарону -- только у него и у коенов, его потомков, было новоселье, обновление служения каждый день.
Из всего этого мы можем выучить, что в служении Всевышнему постоянно необходима новизна. Умение не поддаться косности, не тянуть занудливо одно и то же, а искать и находить новое и свежее, как можно чаще начинать сначала, а не просто продолжать – в этом секрет успеха в службе еврея. Мы только что отметили с вами праздник Шавуот, одно из начал года. Так давайте же начнём всё заново, по-новому, лучше, чем до этого!
Из рассказов о праведниках
Старый Садигорский Ребе рабби Аврум Яков, сын Рижинского Цадика, был одним из лидеров своего поколения. Однажды он встретился с лордом Олифандом, членом британского правительства. Во время встречи лорд сообщил, что направляется в Турцию, где надеется получить у султана согласие на эмиграцию миллиона евреев в Палестину. Во время разговора сэр Олифанд спросил: «Я читал, что древних евреев в пустыне окружали особые облака, которые их защищали. Чем можно объяснить такое явление?»
Ребе ответил: исследователи утверждают, что во время разговора изо рта человека выходит особый пар. Если люди находятся между собой в дружеских отношениях, их пар с лёгкостью соединяется и повисает, окружая их облаком. А когда собеседников разделяют негативные настроения и чувства, тогда даже пар, выделяемый ими, не может вступить в контакт с паром другого и быстро рассеивается. Евреи в пустыне очень любили друг друга, поэтому их пар собирался в густое облако, объединяющее и защищающее их.
Агит Шабес, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава, хасидские истории