Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Всем известен эпизод про царя Шломо: к нему на суд пришли две женщины. У одной из них умер ребенок, но каждая утверждала, что живой ребенок - её. Мудрый царь “на полном серьезе” приказал рубить ребенка надвое...
И тут - когда настоящая мать ребенка увидела, что “дело плохо”, не смогла вынести мысли о гибели своего ребенка и закричала “Отдайте ей ребенка”. А что ответила вторая?
С тех пор, как я впервые узнал эту историю, меня мучал вопрос про её ответ: “Пусть же он не достанется ни мне ни тебе! Режьте!”. Разве можно быть настолько жестоким? Ладно, ребенок не твой. Но ЗАКРИЧАТЬ “РЕЖЬТЕ!”? Зачем?
Сегодня хочу рассказать, что в наших книгах написано по поводу мотивов этих женщин. Надеюсь, это кое-что прояснит.
Но сначала - иллюстрация к истории. В 1995 г. Израиль выпустил коллекционную памятную монету, достоинством в 2 шекеля. Металл - серебро, 925 проба. Тираж - 2993 шт., вес монеты - 28,8 гр. С одной стороны монеты указано, что изображение - из “Сефер михлоль” Рабби Давида Кимхи (РаДаК), Франция, приблизительно 1280 г. С другой стороны монеты - иллюстрация суда царя Шломо.
Так вот, комментируя суд царя Шломо, А-Меири (в комментарии на трактат "Йевамот" 17-й лист, “б”) говорит, что женщина, у которой умер ребенок, была “йевама” (закон в иудаизме, когда муж умирает, не оставив детей - его жена должна выйти замуж за его брата, “чтобы восстановить семя умершего”; либо получить от него развод. Такая женщина называется “йевама”). Так вот, эти женщины были свекровь и невестка, у которой умер муж. А умерший младенец - был единственным ребенком невестки (и одновременно внуком свекрови), и если бы он остался жив - невестка избавилась бы от закона “йевама”. Если бы у свекрови не было младенца (к-рый являлся единственным братом умершего мужа) - то тоже все было бы не страшно, т.к. у мужа нет братьев, соответственно, нет закона “йевама”. Но жизнь преподнесла ей “самый неудачный сценарий”: теперь, когда у неё нет ребёнка, нужно ждать 13 лет - пока брат мужа подрастёт и сможет дать ей развод. Очевидно, что ей было очень выгодно объявить что умер не её младенец, а свекрови... Кстати, теперь и стало ясно, почему она закричала: “режьте!” - ведь, таким образом она освобождалась от “срока в 13 лет”...
Комментарий “Мецудат Давид” же объясняет, что женщина, у которой умер ребенок, не могла вынести момента, когда вторая обрадуется, увидев её горе - смерть сына, тогда как у самой этой женщины ребенок жив и здоров! Ей совершенно не нужно было выкармливать и растить чужого ребенка, и именно поэтому она закричала “режьте!”
Остались считанные дни до Судного дня - Рош а-Шана. Очевидно, что перед тем, как вершить суд, Всевышний в своей мудрости наблюдает за нами: чему каждый из нас радуется, на самом деле, и что, на самом деле, выводит нас из равновесия? А может быть, мы вынашиваем какой-то хитроумный коварный план, который вряд ли Ему понравится, или таим в себе напрасную ненависть к другому?
Друзья, давайте делать “тшуву” - становиться чище, раскаиваться и избавляться от прегрешений перед Всевышним!
Теги не заданы