Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
В последнее время эта фотография (говорят, ее автор – Йоав Ари Дудкевич, а значит, американец)) попадается почти во всех еврейских уголках всемирной рыбацкой сети. И обязательно под заголовком: кого видео-фото-графируют эти два ортодокса?
Поскольку откликаются на вопрос сотни и тысячи, мне показалось интересным – почему они все ошибаются? Т.е., мне так кажется, что каждый спешит с поверхностным, но в корне неправильным ответом.
Поэтому спрашиваю вас: кого они снимают? – С ответом не спешите.
Ответ дам чуть позже. С объяснениями.
Дерзайте.
Мой ответ на фото
Попытаюсь дать ответ и объяснить свою позицию.
Дело в том, что, как я уже обмолвился, это фотография широко гуляет по всему еврейскому сегменту иннета. На израильских и американских сайтах-форумах она уже всем приелась. А я посмотрел и ахнул – там большинство ответили уверенно и как бы даже с вызовом – что, кончено, снимают биркат-коаним, в этом и сомнения нет.
Я тоже глянул – и сначала не нашел никакого криминала. А потом еду по Иерусалиму в автобусе – и вдруг подумал (уж больно длинная пробка была) – а с какой такой стати биркат-коаним? Ведь заява не выдерживает даже минимальной критики.
Судите сами. Оба персонажа картинки направили свои аппараты в разные стороны. В то время как коаним обычно стоять компактной группой. Да и трассы обеих съемок расположены явно на разных высотах. Они снимают людей вокруг себя! Разных людей, а не одну группу.
Второе. Где вы видели, чтобы во время благословения коаним прочие евреи закрывали лицо рукой? Допустим, бывает, но это далеко не у всех. Если кто закрывается, то талитом, но не рукой. И даже если нет талита, то все равно не рукой!!
Третье. Пусть снимают коаним, допустим. Но известно, что во время своего благословения коаним стоят спиной к Котелю. Всегда спиной к Котелю – это мировое правило. (Ну, разве что на самой Горе это не так – так ведь не на Горе же стоят.))
А наши оба съемщика тоже стоят спиной к Котелю. Получается, что они снимают коаним со спины! И какой в этом смысл?
А если скажете, что они снимают, накрывшихся талитами людей, которые стоят перед коаним, – то это не совсем удобно, ибо коаним их застилают. Коэны стоят между нашими фотографами и миньяном! Да и что за кадр выйдет, какой в нем смысл?
Почему тогда ответ про коаним распространен? Потому что все знакомы с праздничными фотографиями биркат-коаним перед Стеной в первый день холь-амоэд Сукот. И вот, здесь тоже – по аналогии, все решили, что это именно та церемония. Да только в тот момент у Котеля настоящая давка – а у нас на фото простор и приволье.
Остаются – если говорить серьезно, а не про радугу – два варианта.
Первый – что это постановочный кадр. Фотограф снял двух своих приятелей перед Стеной, чтобы спросить участников викторины в Америке – что они снимают и почему закрыли лица руками?
Это вероятно правильный ответ, но что-то мне в нем не нравится. Оба героя не фотографируют, а снимают на видео. Поэтому они уставили камеры в разные стороны. Они ими поводят! Зачем? Чтобы снять как можно более широкую панораму – а это уже не про коаним.
Тогда что тут делают эти двое парней?
И вот он, ответ. Вы были у Котеля во время утренних миньянов? Стоят группы людей и читают весь корпус положенных молитв. И когда наступает момент Шма – все синхронно, как по команде, закрывают свое лицо рукой. Как правило, правой. Эта синхронность поражает. И туриста всегда одолевает желание снять этот момент. Он тут же начинает искать тех, кто Шма еще не прочел – но сейчас прочтет.
И снимает людей на видео.
А есть правило: когда ты присутствуешь рядом с миньяном – или хотя бы слышишь его – в момент Шма – обязан тоже произнести Шма – с каваной! А для каваны обязан закрыть лицо рукой.
Вот они и закрыли. (Остается надеяться, что автор этого кадра тоже закрыл. Хотя уж очень подозрительно четко он их заснял. Так что остается маленькая вероятность того, что кадр все-таки постановочный, актерский.)
Кстати, это утренний Шма, а не вечерний. Кусочек синего иерусалимского неба отражен в очках одного из них. Тогда почему нет талитов? Потому что не на всех в шахрит талиты, ибо не все из нас сфарадим. Другими словами, наши ребята, скорее всего, неженаты.
ПС. Правда, появилось маленькое замечание. Наша старшая дочь, Юдит Эстис, посмотрела на фото и сказала, что если это момент Шма - то есть правило: нельзя в это время ничего делать. Снимать в том числе. Пришлось ответить лехаф-зхут: они уже снимали - и спросто не опустили своих рук. Ну, или так проникновенно стали говорить Шма, что забыли про свои камеры.))
Теги: То-сё